Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон
Энциклопедический словарь

 А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Э
Ю
Я
 
Соната (не следует смешивать с сонатной формой). До конца XVII С. называлось собрание инструментальных пьес, а также вокальный мотет, переложенный на инструменты. С. разделялись на два рода: камерную С. (sonata da camera), состоявшую из прелюдий, ариозо, танцев и пр., написанных в разных тональностях, и церковную С. (sonata da chiesa), в которой преобладал контрапунктический стиль. Ряд инструментальных пьес, написанных для многих оркестровых инструментов, назывался не С., а большим концертом (concerto grosso). Позднейшая С. состоит преимущественно из четырех частей: первая часть в скором темпе в сонатной форме, вторая часть в медленном темпе, в простейшей форме рондо, третья часть - менуэт, введенный Гaйднoм, или скерцо, введенное Бетховеном, в форме песни с трио, и финал, в более сложной форме рондо или в сонатной форме. Прием С. встречается не только в С. для фортепиано или для фортепиано и скрипки или виолончели, но и в трио для фортепиано, скрипки и виолончели, квартетах, секстетах, октетах для струнных инструментов, квартетах, квинтетах, секстетах, септетах для фортепиано со струнными, септетах, октетах, нонетах, децетах для струнных с духовыми. Все эти сочинения относятся к области камерной музыки. С. применяется и в концертах для сольного инструмента с оркестром, а также в симфониях. В С. вводили иногда поэтический программный элемент, напр. Кунау (первая половина XVIII ст.), Бетховен ор. 71 (Sonate caracteristique: les adieux, l'absence et le retour). В позднейшее время собрание пьес в одно целое получило название С., потому что некоторые из этих пьес написаны в сонатной форме. Н. Соловьев.
 
Главная страница


Нет комментариев.



Оставить комментарий:
Ваше Имя:
Email:
Антибот: *  
Ваш комментарий: