Солипсизм (solus-ipse-sum) - фил. термин, обозначающий такую точку
зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания;
существование же помимо моего сознания внешнего миpa и других
одушевленных существ подлежит сомнению. На такую точку зрения становится
Декарт, распространяя свое doute metodique на все объекты познания, но
С. у Декарта лишь методологический прием, а не конечный вывод теории
познания. Декарт признает одушевление других людей, хотя и отрицает его
у животных. В немецкой философской литературе в XVIII в. входит в
употребление слово эгоизм, эгоист в смысле "С.", "солипсист". Пфаф в
сочинении: "Oratio de Egoismo nova philosophica Haeresi" (1722)
утверждает, что термин изобретен Вольфом. Кант (в "Антропологии" и в
"Метафизике", изданной Пэлицом) также пользуется термином "эгоизм", для
обозначения точки, зрения, подвергающей сомнению реальность чужого
одушевления. В новейшей философской литературе вопрос о теоретической
состоятельности С. подвергается специальному исследованию в брошюре
проф. А. Введенского: "О пределах и признаках одушевления", в которой
автор склоняется в пользу теоретической неопровержимости точки зрения,
отрицающей существование объективных признаков одушевления. Горячим
противником С. выступает Фолькельт в статье: "Das Denken als
Hulfvorstellungs-Thatigkeit und als Anpassungsvorgang. Beitrage zur
Kennzeichnung des Positivismus" (см. "Zeitschrift fur Philos. und Ph.
Kritik", 1889), где он оспаривает взгляды Кейбеля. Фолькельт, наряду с
термином С., употребляет в том же значении выражение эгоцентризм. Во
Франции противником "эгоцентризма" выступает Фуйллье, критикуя
"кантизм". Брошюра проф. Введенского вызвала возражения проф. С. Н.
Трубецкого, Н. Грота, Лопатина, М. М. Филиппова и С. А. Аскольдова.
|