Соборы церковные (синоды, sunodoi, concilia) - в обширном смысле так
называются собрания представителей церкви для обсуждения и разрешения
вопросов и дел вероучения, религиозно-нравственной жизни, устройства,
управления и дисциплины вероисповедных христианских обществ. В праве
каждой христианской вероисповедной церкви в понятие о С. вносятся особые
специальные признаки, указывающие на личный его состав и объем
ведомства. Так, в православной и армяно-грегорианской церквах соборами в
точном смысле именуются собрания пастырей и учителей церкви,
составляющиеся, согласно церковным правилам и законам государства, для
утверждения истин веры, для благоучреждения дел церковных, для
установления, поддержания и развития порядка и дисциплины в церкви; в
римско-католической - соборами епископов, прелатов и докторов под
председательством митрополита, примаса и патриарха, или папы, или
уполномоченных от него - для регулирования дел веры, религиозной жизни и
дисциплины; в протестантских церквах - собрание пасторов и
представителей от общин церковных и правительства для совещаний по
вопросам религии и церковной жизни. Синоды или соборы существовали в
церкви во все времена или в виде временных собраний, или - в некоторых
самостоятельных церквах - в форме постоянных учреждений. Они существуют
и в настоящее время в различных странах и вероисповедных церквах.
Основание для существования в строе церкви соборов заключаются в
вероучении основателя церкви (Матф. XVIII, 18, 15 - 20; Иоан. XVII, 17,
21 - 26), в примере апостолов, составлявших собор в Иерусалиме (Деян.
гл. XV), в природе церкви, как вероисповедного общества, в принципах
исторического развития устройства церкви, и в том, что многие вопросы,
возникающие среди членов церкви из религиозных верований, не могут быть
иначе разрешены, как через посредство С. Самое слово - sunodoi,
по-русски - С., полатыни concilium, отсюда concile, Concilien и проч.,
означает путь, по которому вместе приходят к одной цели. В истории
христианской церкви различаются две главные категории С.: вселенские и
поместные. Такое различие и разделение в настоящее время принимается
церквами православною, римско-католическою, армяногрегорианскою и др.;
но каждая из этих церквей признает неодинаковое число С. с значением
вселенских, и не все С., признаваемые такими в одной из них, принимаются
с тем же значением в прочих церквах. Поместными ( topicai sunodoi ) или
частными (S. particulares) С. в православных, римско-католической,
армяногрегорианской и в других издавна существующих вост. церквах
называются собрания епископов и других иерархов какой-либо одной
местной, самостоятельной (автокефальной) или вероисповедной церкви, или
какой-либо определенной ее области (страны, государства, местности,
провинции), составляющиеся для разрешения вопросов и дел, возникающих в
ее пределах касательно вероучения, строя, управления и дисциплины.
Деление вселенской христианской церкви на поместные и вероисповедные, а
равно каждой поместной и вероисповедной церкви на области, совершалось в
истории по условиям времени, места и обстоятельств политической,
народной и религиозной жизни населения христианского и разнообразилось в
различных странах мира и в различные времена; вместе с тем
разнообразились и формы устройства и управления отдельных церквей и
церковных областей и их учреждений. С. или синоды, как церковные
учреждения, удерживались в строе поместных и вероисповедных церквей, но
не в одинаковом виде, подвергаясь в разных странах и церквах и в разные
времена в своих частных названиях, в организации, в значении и объеме
ведения разнообразным видоизменениям, но с сохранением начала
коллегиальности. Посему во вселенской. христианской церкви, как и в
каждой поместной православной и каждой вероисповедной церкви, С. имеют
свою историю, исходным началом которой служит законодательство
вселенской церкви первых девяти веков христианства. С. называются по
городам, в которых они происходили (антиохийский, сардикийский,
арелатский, московский, базельский и т. п.), по географическому
положению церквей, представители которых в них участвовали (С. восточной
црк., западной црк.), по названиям церквей, в строй которых они входили
(С. константинопольской церкви, антиохийской, римской, карфагенской и т.
п. ), по именам стран, где собирались (испанские, малоазийские), по
народностям (С. русской, сербской, румынской церквей), по
вероисповеданиям (С. православной, римско-католической,
армяно-грегорианской, лютеранской церквей), по титулам председателей или
церковных учреждений (митрополитанские, патриаршие, областные,
монастырские, епархиальные), по составу членов (архиерейские,
народно-церковные, смешанные), по их числу (великие, малые, большие,
меньшие), по продолжительности (временные, постоянные). В древней России
были временные С., называвшиеся по городам, где собирались (киевские,
московские); в XVII в. при патриархах различались С. великие и "из
прилучившихся" архиереев в Москве; при Петре вместо временных С.
учрежден был при местоблюстителе "освященный С." постоянный, а в 1721 г.
- св. прав. синод. Созывание временных С. с 1721 г. прекратилось; лишь в
новейшее время созывались в Казани и Киеве епископы некоторых епархий
для совещаний, но без авторитета С.; сохранилось лишь за
административным учреждением лавр название "духовного С.". В
армяно-грегорианской церкви, в пределах России, высшее
церковно-правительственное учреждение именуется эчмиадзинским синодом.
По уставу ев.- лютеранской церкви в России, существуют синоды в округах
пробстских и консисториальных и генеральный синод ев.- лютеранский. В
праве римскокатолической церкви, кроме вселенских, различаются С.
национальные, провинциальные и епархиальные (diocesanae synodi).
Организация церковных С. устанавливалась обычаями и правилами церкви
вселенской (1 всел. 5 и др.) и поместных, а в некоторых странах, в новые
времена - светскими законодательствами, при участии органов церковной
власти. По действующему праву во всех странах, строй церковных С., объем
власти и круг предметов ведения их определяются правилами, узаконениями
и статутами каждой местной церкви, изданными и применяемыми с одобрения,
санкции или, по меньшей мере, с ведома государственной власти; но
принципиальные правила вселенской церкви относительно С. поместных
церквей и ныне сохраняют авторитетное значение источника права почти во
всех христианских странах, в особенности с населением православного,
римско-католического и армяно-грегорианского исповеданий. Соборам
церквей поместных, вероисповедных и территориальных присваивается, в
определенных местным законодательством церковным или государственным
пределах, власть устроить, развивать и поддерживать порядок в местной
церкви, во всех сторонах ее устройства и управления, в частности -
издавать правила, составлять проекты правил для представления
правительству, обсуждать, устранять и исправлять учения, несогласные с
общим церковным учением, в высшей инстанции разрешать споры и пререкания
касательно прав, отношений и предметов церковных, судить высших
иерархов, иметь высший надзор в церкви и в православных странах -
избирать и доставлять епископов и других высших иерархов. Распределение
видов власти между соборными учреждениями в разных церквах в настоящее
время весьма разнообразно. В русской и элладской православных церквах
постоянным синодам предоставлены все виды высшей церковной власти в
стране; в церквах константинопольской, сербской и румынской в
австрийских владениях законодательная церковная власть принадлежит
народно-церковным С., судебная - архиерейским С., административная -
особым учреждениям. В римско-католической церкви судная власть в высших
инстанциях получила еще в средние века организацию, отдельную от
соборной власти. В немецких протестантских территориальных церквах
синодам в новейшие времена дана определенная организация, с
предоставлением им права составлять и обсуждать проекты относительно
церковного устройства и управления, для представления правительству;
административная и судная власть оставлена за церковными советами и
консисториями. Постановления С. поместных и вероисповедных церквей
имели, как и в настоящее время имеют, обязательное значение лишь в той
области, из представителей которой состояли ее члены. Правила некоторых
поместных С. древней церкви, выразившие общецерковное правосознание,
были, однако, приняты православною, римско-католическою и армянскою
церквами в состав общецерковного законодательства и потому признаются и
в настоящее время источником права. Во всех православных поместных и в
армянских церквах таким авторитетом пользуются правила поместных С. :
анкирского (314 - 315 гг.), неокесарийского (315), гангрского (ок. 340),
антиохийского (341), лаодикийского (364), сардикийского (347),
карфагенского (318), константинопольских 394, 864 и 879 гг. В
римскокатолической церкви таким же авторитетом пользуются первые семь из
перечисленных С. и еще С. ельвирский (в Испании, ок. 300 г.).
Историческое значение местных С. в развили церковного права каждой
вероисповедной и поместной церкви оценивается по степени их влияния на
церковную жизнь. В каждой почти стране и вероисповедной церкви
существуют сборники соборных правил и литературные исследования о С. Ср.
Турчанинов, "Историческое исследование о С. русской церкви" (М., 1829);
Григорович, "О С. русской церкви" (М., 1866); Zhishman, "О С. восточных
церквей" (1867); Hefele, "Conciliengeschichte".
М. Горчаков.
|