Служебник - название употребляемой священником и диаконом в правосл.
церкви книги, содержащей в себе главные церковные службы - литургии (св.
Иоанна Златоуста, Василия Вел., преждеосвященных даров), отчего эта
книга также носит название "литургиарион". Кроме того, в С. иногда
помещается "устав, како служити диакону со священником великую вечерню и
утреню", обыкновенно печатаемый в других книгах церковных (Типиконе и в
двух первых главах Октоиха). Наконец, С. содержит в себе
чинопоследования, совершаемые вместе с богослужениями дневными, именно:
чин благословения колива, чин над кутиею, чин литии по усопшим, молитвы
по причащении. В С. помещаются также некоторые изменяемые части вечерни,
утрени и литургии, именно отпусты, прокимны апостолов, алилуиарии и
причастны. Так как отпусты должны содержать в себе поминовение имен
святых, чествуемых в данный день, то при С. печатается церковный
месяцеслов, к которому присоединяются прокимны, аллилуарии, причастны из
месячной Минеи, Минеи Общей, Триоди и Октоиха. В конце С. печатается
"учительное известие" священнику и диакону на бедственные, внезапные и
вообще недоуменные случаи, могущие возникнуть неожиданно во время
богослужения. В русской церкви С. был одною из первых книг
богослужебных. Древние наши С. не всегда были согласны между собою. Этим
было вызвано исправление С. на соборе 1665 г. Исправление продолжалось и
позже, и состояло главным образом в изменении словосочинения и в замене
слов менее употребительных более употребительными.
С. архиерейский. Так как каждый архиерей на совершаемой им литургии
может совершать свойственные лишь ему священнодействия (посвящения в
церковные степени, освящение антиминса и т. п.), то имеется особая
книга, в которой к главному содержанию С. общего присоединяются
молитвословия, не существующие в других богослужебных книгах, почему
этот С. называется также "чиновник архиерейского священнослужения".
|