Скопас - древнегреческий скульптор так называемой новоаттической
школы, родом из Пароса, работал в первой половине IV ст. до Р. Хр. Одною
из его первых, по времени, работ было возобновление уничтоженного в 395
г. пожаром тегейского храма Афины-Алеи, для которого были также
исполнены им две фронтонные группы, изображавшие "Охоту на каледонского
вепря" и "Битву Ахилла с Телефом". Кроме этих групп, С. изваял очень
большое число статуй разных божеств; из них более других были знамениты:
"Аполлон Кифаред", вывезенный из Греции императором Августом в Рим и
поставленный на Палатинском холме (позднейшая копия находится в
Ватиканском музее), изваянная для Элиды "Афродита Пандемос", в виде
женщины, сидящей на козле; "Геракл Сикионский", "Арес" (позднейшая копия
известна под названием Ареса виллы Людовизи), "Беснующаяся вакханка",
"Мелеагр" и "Эрос с его спутниками Гимеросом и Потосом". Ни одно из
перечисленных произведений С. не дошло до нас в подлиннике, но о
достоинствах этого художника, как скульптора, можно судить по фрагментам
фриза так назыв. Мавзолея, - надгробного памятника, воздвигнутого в
Галикарнасе над прахом карийского царя Мавзола его супругою Артемизиею.
Исполнение скульптурных украшений мавзолея было поручено пяти ваятелям:
Пифесу, Скопасу, Мохаресу, Бриаксису и Тимофею. Так как, по
свидетельству Плиния, на С. было возложено украшение восточной стороны
памятника, то ему приписывают находившийся на этой стороне фриз,
изображающий битву амазонок (фрагменты с 1857 г. хранятся в британском
музее, в Лондоне). "Битва амазонок" С. отличается смелостью композиции и
исполнения; отдельные эпизоды представленной им сцены просты и жизненны,
позы фигур, облеченных в легкие и развевающиеся вследствие сильных
движений одеяния, вполне соответствуют характеру действия, самые фигуры
очень серьезны и носят на себе несколько чувственный отпечаток. Вообще
чувственность и патетичность были, по-видимому, отличительными чертами
творчества С., которого, вместе с Праксителем, должно считать
родоначальником нового направления в древнегреческой пластике. Так.
например, известная по копии виллы Людовизи статуя Ареса, представляет
это божество не в виде сурового воина, наделенного непреоборимою силою,
но красивым юношею, томным и задумчивым, мечтающим о сладостях любви. А.
А. Сомов.
|