Сисмонди (Жан-Шарль-Леонард Simonde de Sismondi) - замечательный
экономист и историк (1773 - 1842). Предки его переселились из Италии во
Францию, где приняли протестантскую веру и после отмены Нантского эдикта
бежали в Женеву. Отец С. был протестантским пастором и членом большого
совета женевской республики. Расстроенные дела отца заставили С.
оставить университет, не окончив курса, и поступить на службу в один
торговый дом в Лионе. Восстание лионского населения против национального
конвента (1793) вынудило его бежать обратно в Женеву; но здесь также
разразилась революция, причем сильно пострадала за свои
аристократические симпатии семья С.; и отец, и сын попали в тюрьму, а
потом вся семья, после короткого пребывания в Англии, переселилась в
Италию, где приобрела имение близ Флоренции. В 1798 г. С. вернулся в
Женеву и занял там место секретаря торговой палаты. К этому времени
относится появление первых его сочинений: "Tableau de l'agriculture
toscane" (1801) и "De la richesse commerciale ou principes de l'economie
politique" (1803), в которых он выступил приверженцем экономических
учений А. Смита. Эти сочинения создали ему репутацию солидного ученого:
он получил приглашение занять кафедру политической экономии в Вильне, но
отклонил это предложение, как впоследствии отказался принять кафедру в
парижской Сорбонне. Позже С. совершил целый ряд путешествий по Италии и
Германии (частью в обществе г-жи де Сталь), собирая материалы для своих
экономических и исторических работ. В 1815 г. он еще раз посетил Англию
и был свидетелем постигшего страну тяжелого экономического кризиса. По
заявлению самого С., это произвело коренную перемену в его экономических
воззрениях, заставив его усомниться в верности многих положений А.
Смита, Рикардо и Мальтуса. Отражением этой перемены являются сочинения
С.: "Nouveaux principes d'economie politique" (П., 1819) и "Etudes sur
l'economie politique", упрочившие за ним значение одного из самых видных
экономистов первой трети XIX стол.; особенно в первом из них он сделал
замечательно правдивую оценку темных сторон капиталистического
хозяйства. С. жил в эпоху крупнейших переворотов, какие только
переживала Зап. Европа в двух сферах - политической и экономической. В
этих переворотах С. не выступал в качестве политического деятеля, но он
глубоко ими интересовался, сохраняя полное душевное равновесие, не
примыкая ни к реакционерам, ни к фанатикам революции. В своих обширных
исторических исследованиях ("Histoire des геpubliques italiennes du
moyen age", 16 т., 1807 - 18; "Histoire des Francais", 31 тт., 1821 -
44; "Histoire de la liberte en Italic", 1832; "Histoire de la chute de
l'empire romain", 1835 и др.) С. горячо сочувствует свободолюбивым
стремлениям народных масс. Эти сочинения пользуются почетною
известностью у специалистов, но гораздо выше стоит значение С., как
экономиста. Он является замечательным истолкователем тех преобразований
в хозяйственном строе зап. европ. народов, которые происходили в конце
прошлого и начале нынешнего века, вследствие технических изобретений и
перехода к свободе экон. оборота. А. Смит, противопоставляя народное
хозяйство нового времени хозяйству феодального периода, основанному на
опеке и законодательной регламентации, видел в экономической свободе и
конкуренции ту силу, которая должна привести нации к всеобщему
материальному благосостоянию, и это воззрение во времена С. было
господствующим среди экономистов. С. показал, что конкуренция
действительно вызвала усовершенствование техники производства, увеличила
производительность труда и массу производимых продуктов, но в сфере
распределения продуктов привела к неблагоприятным результатам: положение
всего класса рабочих сделалось менее обеспеченным, чем оно было даже при
цеховой организации производства. Разделение труда, при машинном
производстве, дает возможность разложить самые сложные процессы
производства на простейшие манипуляции, которые могут выполнять даже
неискусные и слабые руки детей; поэтому спрос на взрослых и искусных
рабочих понижается, и они в массе производств заменяются женщинами и
детьми. Вопреки общепринятому тогда мнению, С. находил, что результатом
детского и женского труда было не увеличение дохода рабочей семьи, а
лишь увеличение суммы труда, обмениваемого на тоже количество продуктов
потребления, причем семья приносит в жертву здоровье и будущность своих
детей. С. тогда уже обращал внимание на вред чрезмерного удлинения
рабочего дня в фабричном производстве, без соответствующего увеличения
заработной платы. Предполагалось, что положение рабочего класса
улучшится, если он будет освобожден от соблюдения дня отдыха,
установленного религией; С. возражал против этого взгляда, утверждая,
что если бы соблюдение воскресного дня перестало быть обязательным, то
рабочие принуждены были бы истощать себя непрерывным трудом за ту же
плату, которую они получают и в настоящее время. Прогрессом техники
производства может восторгаться, по мнению С., только тот, кто
игнорирует печальные явления, происходящие в сфере распределения -
периодические вытеснения из фабрик целых масс рабочих, сделавшихся
излишними вследствие новых усовершенствований в машинах, концентрацию
производства в руках наиболее богатых промышленников и т. п. И в самом
производстве, по мнению С., не все обстоит так благополучно, как это
полагали А. Смит и его школа. Та же конкуренция, которая, по словам А.
Смита, приводит к блестящим результатам в росте производства,
обусловливает и периодические промышленные кризисы, от которых страдают
все слои населения страны. Причину кризисов С. видит в том, что рабочий
класс почти исключен из пользования результатами возрастающей
продуктивности его труда. Другими словами, кризисы зависят от того, что
заработная плата остается на одном уровне или же возрастает очень слабо,
тогда как техника дает возможность удвоить и утроить количество
производимых продуктов, не прибегая к увеличению состава рабочих;
вследствие этого большая часть продуктов, предназначенных для народного
потребления, не находит сбыта: рабочие, нуждающиеся в них, не
располагают необходимою покупною силою для их приобретения. Характерной
чертой современного экономического быта является, таким образом,
нарушение соответствия между производством и потреблением. С. согласен с
Мальтусом в том, что рост населения является фактором народного
благосостояния лишь при пропорциональном увеличении национального
дохода; но он опровергает предположение Мальтуса, что излишек населения
происходит от увеличения его в геометрической прогрессии, тогда как
продукты земледелия возрастают только в прогрессии арифметической. С.
блестяще доказывает, что замечаемый периодический излишек населения
зависит не от стихийных причин, а от недостатков экономической
организации. В Риме, напр., десятки тысяч народа не находили работы и
страдали от голода, в то время, когда у ворот города 400000 моргов земли
оставались необработанными. В современном индустриальном хозяйстве
введение машин или замена действующих машин другими
усовершенствованными, ведет к тому, что часто тысячи рабочих лишаются
заработка. Такие же последствия имеют и кризисы, обусловливаемые
задержкою в сбыте товаров. С. горячо полемизирует с Сэ и Рикардо,
которые старались доказать, что излечение большей части бедствий,
связанных с современной экономической организацией, заключается в тех же
самых силах, на которых она основана - в преследовании каждым индивидом
своей выгоды и в конкуренции. Рикардо полагал, что при действии этих сил
не может иметь места продолжительная задержка в сбыте товаров или
хроническое обесценение произведений данной отрасли промышленности,
потому что хозяйственный рассчет заставляет промышленников немедленно
переводить свои капиталы из тех производств, на продукты которых спрос
сократился, в другие, где спрос на продукты возрастает, и таким образом
равновесие между спросом и предложением скоро восстановляется. С.
показал, что при экономических кризисах, да и в обыкновенное время, дело
происходит не так просто: промышленники, связанные привычкой, вовсе не
могут так быстро менять род занятий, как это допускал Рикардо,
вследствие чего нарушение равновесия между производством и потреблением
сплошь и рядом принимает хронический характер и сопровождается потерею
состояний для целых категорий предпринимателей. Допустить, вместе с
Рикардо, что производство само по себе уже создает потребление, значит,
по мнению С., поступать подобно немецким метафизикам, которые часто в
своих умственных выкладках игнорируют время и пространство. Указав на
опасности для общества и трудящихся классов, заключающийся в развитии
крупной индустрии, в отделении труда от капитала и земли, С. усматривает
главное средство если не для устранения, то для смягчения грядущих бед в
социальном законодательстве. Он приходит к выводу, что вся экономическая
жизнь - не только сфера производства, но и распределение благ, - должна
быть подвергнута общественному контролю и реформирована согласно
интересам всего общества, а не отдельных его классов. "Все, что создано
нами, подлежит также нашему контролю, а потому власть законодателя дает
ему право уничтожать злоупотребления, являющиеся результатом его
законов. Земельная собственность также должна быть подчинена такому
законодательству, которое действительно имело бы результатом пользу
всех, так как только в интересах общей пользы собственность эта признана
законом". С. ясно сознавал всю глубину социальной проблемы,
заключающейся в отношениях между классами владеющими и неимущими, но его
не удовлетворяли ни эксперименты Оуена, ни мечтания Фурье и утопистов.
Его идеал был скромнее. "Я желаю - говорит он, - чтобы промышленные
капиталы были раздедены между большим числом средних капиталистов, а не
сосредоточивались в руках одного человека, обладающего миллионами. Я
желаю, чтобы фабричный рабочий имел впереди надежду и был почти уверен в
том, что сделается участником предприятия своего хозяина. Для
осуществления этих реформ я требую лишь медленных и косвенных мер со
стороны законодательства, лишь полнейшей справедливости в отношениях
между фабрикантом и рабочим". Всякий крупный землевладелец, фермер,
фабрикант, сверх обычной заработной платы, едва достаточной для покрытия
текущих расходов рабочей семьи, должен, по мнению С., обеспечить
содержание этой семьи на время болезни, старости и случаев крайней
нужды; тогда, может быть, сами предприниматели найдут, что им выгоднее
сделать рабочих собственниками. От вышеупомянутой обязанности могут быть
освобождены те, которые согласятся уплачивать вознаграждение достаточное
для содержания рабочих не только в зрелом возрасте, но и во время
старости, детства и болезни. С. указывал на несправедливость порядков,
установившихся в Англии, где собственники и предприниматели, путем
налога в пользу бедных, возложили обязанность содержания своих рабочих
во время старости и болезни на все общество. Впервые высказанная С.
мысль об обеспечении рабочих в период их старости и болезни на средства
предпринимателей осуществляется только в самое последнее время, в разных
формах страхования рабочих. B сфере земледелия С. был сторонником мелкой
собственности и пропагандировал эту форму землевладения в ту пору когда
в литературе господствовало мнение о преимуществе крупных
земледельческих хозяйств. Отмеченная им устойчивость мелкого
землевладения, вследствие большей заинтересованности мелкого хозяина в
валовом доходе, чем в чистом, подтверждена современным
сельскохозяйственным кризисом, от которого гораздо более пострадали
крупные собственники, чем мелкие. Одним из важных условий народного
благосостояния С. считал рациональную систему налогов. Он являлся
противником косвенного обложения и считал наиболее справедливым
подоходный налог, с освобождением от обложения доходов, не превышающих
определенного минимума средств существования. Прогрессивные воззрения С.
в области экономической политики не оказали влияния на деятельность
правительств его времени; но они составляют важное звено в истории
развития экономической мысли и оказали огромное влияние на последующие
школы. Несомненно, что Маркс и Родбертус находились под сильным влиянием
теоретических взглядов С. В особенности замечается тесное сродство между
экономическими теориями Родбертуса и С.; у обоих экономистов мы находим
тот же метод, тоже постоянное сравнение, при теоретических выводах,
изолированного хозяйства с общественным, проведение строгой грани между
частным и народным хозяйством, противопоставление дохода от труда доходу
от капитала, одинаковое отношение к причинам экономических кризисов и к
эволюции исторических форм хозяйства. Это влияние С. на школу
социалистов подробно проследил Антон Менгер, в сочин. : "Das Recht auf
den vollen Arbeitsertrag" (изд. 2, 1891). С другой стороны, прикладная
часть воззрений С. (страхование рабочих, фабричное законодательство и т.
д.) вошла в программу требований, выставленных школою
катедер-социалистов (Шмоллер, Вагнер, Гельд).
Литература. Mignet, "Notice historique sur la vie et les travaux de
M. Sismondi" ("Memoires de l'Academie des sciences morales et
politiques", т. VI, 1850); Elster, "S. de Sismondi" ("Conrad's
Jahrbuch.", 1887, т. XIV). В издаваемой Солдатенковым "Библиотеке
экономистов" помещен перевод избранных мест С., с предисловием Б.
Ефруси; см. его же, "Социално-эконом. воззрения С. " ("Русское
Богатство", 1896, кн. 7 и 8).
В. Левитинский Система - так называется соединение однородного знания
в одно целое. Основанием для такого соединения служит одно какое-либо
начало или принцип. Возможность С. дана в отношениях подчинения и
разделения понятий, необходимость ее - в единстве мышления, которое не
успокоивается, пока не подведет разнообразные сведения в различные
группы научного знания, а последнего не объединит в цельной единой
философской С. Прототипом С. служат соподчиненные понятия, лежащие в
объеме высшего; подчинение понятий и разделение их разрастается в
классификацию. От классификации С. отличается тем, что имеют ввиду
познание предметов, а не произвольное сочетание понятий на основании
субъективного принципа. С., как научная, так и философская, служит
отражением обыкновенного порядка; даже с точки зрения критической
философии, считающей всякую закономерность лишь продуктом сознания, С.
является отражением объективной действительности - только эта
действительность перенесена во внутренний мир. Группировка философских
С. может быть чрезвычайно разнообразна, в зависимости от принципа,
которым определяется их характер. С точки зрения количественной
фисософские С. можно разделить на монистические, дуалистические и
плюралистические, в зависимости от того, признают ли они один принцип
бытия (Спиноза), или два (Декарт), или бесчисленное количество
качественно различных (Лейбниц), или же только количественно различных
(атомисты). С точки зрения качественной, т. е. качественного определения
принципа, за коим признается истинное бытие, философские С. могут быть
разделены на материализм, идеализм и идеореализм, пытающийся соединить в
одно противоположности материализма и идеализма. Большое количество
философских направлений дает точка зрения гносеологическая, с которой
можно различать догматизм, критицизм и скептицизм. Первый подчиняет
вопросы познания вопросам бытия, второй сводит все вопросы к вопросам
познания, третий отрицает возможность познания. К этой же группе
философских С. следует отнести и мистицизм, характерным признаком
которого является учение о познании бесконечного начала, и субъективизм,
представляющий прямую противоположность мистицизму. С точки зрения
процесса, философские С. могут быть разделены на эволюционные (Гегель,
Спенсер), эманационные (Плотин) и такие, которые отрицают всякое
становление (элеаты). Э. Р.
|