Сионизм - так называется в последнее время движение, направленное к
национальному возрождению евреев в Палестине. Тяготение туда, где
протекла с лишком 1000-летняя история еврейского народа и где, по его
верованиям, должны исполниться обетования пророков, не прекращалось
среди евреев в течение всего 18-векового периода их рассеяния. В
ежедневных молитвах евреи не перестают молить Бога о восстановлении
града Давида в прежнем величии и о возвращении рассеянного народа на
старую родину. Как в произведениях народной лирики и эпоса, в псалмах и
талмудических сказаниях, так и в творениях еврейских поэтов (Особенной
славой пользуются в этой области песни-сиониды Иегуды Галеви, частью
вошедшие в состав молитв.) тоска по Палестипе выражается в ярких
образах. Она обнаруживается также в непрерывном ряде массовых движений,
паломничеств и эмиграций в Палестину. В первые века по разрушении храма
стремление евреев в Палестину носит характер военно-политический и
заканчивается массовым истреблением евреев при подавлении римлянами
восстания Баркохбы. Позже не проходит почти ни одного века, в который
где-нибудь среди евреев не возникло бы палестино-мессианское движение,
иногда охватывающее значительную часть народа. Особенно широкие размеры
приняло в XVII в. мессианское движение Саббатая-Цеви, распространившееся
среди евреев Малой Азии, Европейской Турции и Польши и коснувшееся даже
евреев Голландии. Несмотря на опасности, с которыми было связано
путешествие в Святую землю, евреи не только совершали непрерывные
паломничества в Палестину (Палестина до наших дней называется у евреев
"Erezlsrael", т. е. земля Израиля.), но и стремились к основанию там
хотя бы незначительных еврейских поселков и к поселению там хотя бы под
старость. В XIX в. тоска по Палестине, в связи с верой в национальное
возрождение, остается неизменной в народе, но принимает новые формы в
слоях, проникнутых европейским просвещением. Под влиянием
национально-освободительных движений первой половины XIX в. в Зап.
Европе раздались первые одинокие голоса в пользу восстановления
политического бытия еврейского народа. В 1862 г. М. Гесс, редактор
"Rheinische Zeitung" и горячий поборник идей "Молодой Германии", в своей
книге: "Rom und Jerusalem. Die letzte Nationalitatsfrage", настаивает на
необходимости особой территории для свободного развития еврейской
национальной индивидуальности и на невозможности разрешения еврейского
вопроса иным путем, как возвращением евреям прав политической нации в
Палестине. Одновременно с этим Эрнест Лагаранн в брошюре: "La question
orientale" горячо призывает евреев восстановить свою национальную жизнь
в Палестине и обращается ко всем европейским народам - и французам в
особенности - с призывом помочь евреям в этом великом для цивилизации
Востока деле. В 1861 г. пользовавшийся среди евреев высоким авторитетом
торнский раввин Г. Калишер, в 3 части своей книги: "Emuno Jischoro"
(Праведная вера) и отдельно в книге "Drischath-Zion" (искание Сиона,
1865), развивает мысль о необходимости, не выжидая пришествия Meccии,
теперь же приступить к основанию в Палестине земледельческих колоний. На
еврейском митинге в Мельбурне (в Австралии), в 1861 г., было
постановлено учредить комитет для сбора пожертвований на дело
земледельческой колонизации Палестины. Первые практические шаги к
возрождению еврейского земледелия в Палестине были сделаны в конце
1860-х годов Моисеем Монтефиоре и представителем парижского "Alliance
Israelite", Шарлем Неттером. М. Монтефиоре приобрел для этой цели
участок земли близ Яффы; но попытка его не удалась, вследствие
неподходящего состава лиц, избранного для устройства колонии. Гораздо
более успеха имела основанная в 1869 г., по инициативе Неттера,
агрономическая школа "Микве-Израиль", близ Яффы; школа эта должна была
служить рассадником агрономов, которые могли бы обучить земледелию
палестинских евреев. После смерти Неттера сочувствие "Аллианса" к
насаждению еврейского земледелия в Палестине охладело и до 1890-х гг.
яффская школа, дав агрономическое образование нескольким сотням
питомцев, на развитие собственно еврейского земледелия в Палестине не
имела заметного влияния. В конце 1870-х годов среди палестинских евреев
стремление к земледелию начинает пробуждаться, и несколькими лицами
приобретается (1878) близ Яффы участок земли, на котором ныне находится
колония Песах-Тикво. Новая эпоха в национальном и связанном с ним
колонизационном движении евреев в Палестину начинается с первой половины
1880-х гг. В 1881 - 82 гг. на юге России произошел ряд еврейских
погромов. Лишенные крова и средств к существованию и не уверенные в
своей безопасности, евреи образовали эмиграционный поток, направившийся,
главным образом, к нашей западной границе, оттуда разлившийся по всем
крупным городам зап. Европы и отхлынувший затем в Сев. Америку. Во главе
движения стала интеллигентная молодежь. В Киеве, Харькове и Одессе
многие евреи покидали университеты и гимназии и образовывали группы,
которые должны были направиться в Палестину или другую страну, где будет
приобретена особая территория для еврейского народа. В то же время в
России, Галиции, Румынии и Болгарии возникают кружки так назыв.
"Ховове-Цион" (друзей Сиона) или "палестинофилов", с целью содействия
основанию в Палестине еврейских земледельческих колоний и подъему
национального самосознания евреев посредством изучения еврейской истории
и литературы и превращения древнееврейского в живой разговорный язык ( В
еврейских начальных школах в Яффе и соседних с нею колониях преподавание
всех предметов ведется в настоящее время на библейском языке.). И в Зап.
Европе, где с 1880-х годов особенно усилилось антисемитское движение,
возникают с той же целью студенческие союзы - в Вене, Берлине,
Гейдельберге, Париже и других университетских городах. Еврейское
национальное движение встретило сочувствие и в некоторой части
христианского общества, особенно в Англии. Известный путешественник по
Востоку и дипломат, сэр Лауренс Олифант, в 1882 - 88 гг. всецело
посвятил себя ходатайству пред турецким правительством о разрешении
евреям основывать колонии в Палестине, где он и умер, оказывая еврейским
колонистам всевозможную поддержку. Мысль о необходимости объединения
многочисленных палестинофильских кружков России, Румынии, Галиции и
друг. стран, появившаяся в самом начале движения, была впервые
осуществлена в 1884 г. на съезде представителей кружков, в прусском
городке (близ русской границы) Каттовице. Здесь было положено основание
обществу "Друзей Cиона" имени М. Монтефиоре, с временным комитетом в
Одессе. В 1887 - 89 гг., на съездах в Варшаве, Друскениках и Вильне,
продолжалась объединительная и организационная деятельность русских
палестинофилов. В 1890 г. был утвержден устав "Общества
вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и
Палестине", с комитетом в Одессе и подчиненным последнему управлением в
Палестине. Цель общества - поощрение евреев, поселившихся в Сирии и
Палестине, к производительному (преимущественно - земледельческому)
труду. Общество не в праве ни оказывать поддержку лицам, намеревающимся
поселиться в Палестине, ни содействовать вообще переселению евреев в
Палестину (за 9-ти летнее существование общество израсходовало на
поддержку еврейских колонистов в Палестине около 150 тыс. руб.). Таким
образом в круг деятельности официально утвержденного общества могла
войти лишь часть задач кружков "Друзей Сиона", число которых продолжало
расти. Свободнее могли организоваться заграничные кружки "Друзей Сиона",
объединенные в начале 1890-х гг. парижским центральным комитетом. В 1890
- 91 гг. эмиграционное движение евреев в Палестину достигает своего
апогея и вызывает со стороны турецкого правительства запрещение въезда в
Палестину русских евреев массами и на продолжительный срок; несколько
сотен семейств бедных евреев не были пущены с пароходов на берег и
возвращены на тех же пароходах обратно. Под влиянием этих событий и
медленных успехов палестинской колонизации (в течение первых 10-ти лет
основано около 18 колоний, с населением до 5000 чел.; затем дальнейшее
расширение колонизации приостановилось), в лагере палестинофилов
начинают обрисовываться различные течения. Особенное значение получает
направление, известное под именем духовного палестинофильства ( Во главе
его стоит О. Гинцберг, известный в еврейской литературе публицист,
пишущий под псевдонимом Ахад-Гаом.). По убеждению представителей этого
направления, деятельность палестинофилов в настоящее время должна быть
направлена не к колонизации Палестины, а к культурному развитию народа и
к созданию новой системы национального воспитания ( В последние 5 лет
сионисты во многих городах усердно занялись изданием для народа
просветительных книг, устройством библиотек, народных чтений, субботних
школ, начальных школ и т п.). Палестина, впредь до возможности открытой
и широкой колонизации, должна служить лишь духовным центром еврейства;
пока достаточно образовать там хотя немногочисленное, но образцовое
еврейское земледельческое население, которое служило бы ядром будущей
колонизации. В противоположность духовным, практические палестинофилы
выдвигают на первый план колонизацию Палестины, причем они не задаются
никакими широкими проектами, а надеются на постепенное естественное
усиление еврейской эмиграции в Палестину и колонизации этой страны
(колонизационная система практических палестинофилов известна под
названием системы инфильтрации). В середине 1890-х гг. возникает третье
направление - так назыв. политический С. (С этих пор название "С."
вытесняет из употребления название "Палестинофильство"; под С. вообще
разумеется все еврейское национальное движение последних 18 лет, причем
различают религиозный С., духовный или культурный С. и политичекий С.),
- обязанное своим развитием деятельности венского журналиста Теод.
Герцля и его книге "Judenstaat" (1896; есть русск. перев.). Герцль
категорически заявляет, что основание еврейского государства есть не
только насущная потребность евреев, но и всего цивилизованного мира;
средства для этого он видит в объединении всех евреев в одном союзе,
который, путем международного соглашения, добился бы уступки со стороны
Турции территории в Палестине для образования еврейского государства.
Систему инфильтрации практических палестинофилов Герцль решительно
отвергает. В 1897 г. в Базеле собрался первый конгресс сионистов (около
200 представителей кружков из всех частей света) для выработки программы
деятельности и организации сионистской лиги. Конгресс принял следующую
программу: С. стремится создать для еврейского народа обеспеченное
публичным правом убежище (Heimstatte) в Палестине.
|