Синагога (греч. sunagwgh, соответ. еврейскому kenesset - собрание,
beth hakenesset - дом собрания) - так называются у евреев богослужебные
здания, предназначенные для общественных молитв и чтения и толкования
Священного Писания, но не для жертвоприношений. Точно определить время
появления общественных молитв и С. у евреев нельзя: некоторые относят
его ко времени первого храма и даже еще более раннему, большинство - ко
времени вавилонского плена или ближайшему за ним. Введенный Ездрой
порядок чтения закона является основою современного еврейского
общественного богослужения: Ездра установил общественное чтение отдела
из Пятикнижия, а затем из пророков, по субботним и праздничным дням,
впоследствии же и по понедельникам и четвергам, а также в ярмарочные и
судебные дни. Ко времени И. Христа С. распространились по всем тем
местам, где жили евреи, и не только в Палестине, но и вне ее. В
Иерусалиме, как говорят, было 480 С.; особенно богата была ими Галилея,
которая называлась "страной синагог"; вне Палестины упоминаются С. в
Александрии, Дамаске, Aнтиохии, Солуни, Ефесе, Коринфе, Афинах, Риме и
т. д.; в Кесарии славилась С. восстания, подавшая повод к войне против
римлян. Весьма часто при С. находилась школа для изучения закона, или
это изучение происходило в самой С., почему она часто называется
"школой". После разрушения Иерусалимского храма С. сделалась хранилищем
идеи иудейской национальности и необходимой принадлежностью каждой, даже
самой незначительной еврейской общины. При постройке С. наблюдается,
чтобы сторона, противоположная входу, была обращена к тому месту, где
был прежде храм Иерусалимский. Общий план синагогального здания
представляет, в большинстве случаев, прямоугольный четырехугольник; при
входе портик, за ним следует самая С., разделенная рядами колонн на
несколько нефов (от 3 до 5). Синагоги, сооруженный европейскими евреями,
носят отпечаток того времени, когда они были выстроены: так, пражская и
вормская С. построены в византийском стиле; в мавританском стиле
сооружены С. в Толедо (IX и XIV в.), Вене, Берлине, Франкфурте;
мюнхенская и бреславльская С. построены в романском стиле и своею
конструкцией напоминают древния римские базилики; в готическом стиле
построены некоторые С. в Польше, а также синагога в Кельне. В середине
синагоги находится эстрада, называемая алмемор или бима, где
производится чтение Священного Писания; у восточной стены - ковчег, где
хранятся свитки завета с их принадлежностями; этот ковчег соответствует
находившемуся в Иерусалимском храме ковчегу. Помещение для женщин
совершенно отделено от помещения для мужчин. К принадлежностям С.
относятся: светильник, сделанный по модели храмового семисвечника,
кружки для сбора пожертвований, трубные рога, употреблявшиеся в новый
год, валторны (chazozroth), в которые трубили в дни новомесячия, в
праздники и т. д. Для выполнения специально синагогальных функций -
чтения Священного Писания. произнесения молитв, проповеди - при С. не
было сначала отдельных лиц, так как все эти действия могли отправляться
кем-либо из общины; тем не менее при С. существовал целый ряд официалов,
а при некоторых С. - синагогальный совет, состоявший из лиц ученых и
уважаемых. Во главе С. стояло особое лицо, смотревшее за внешним
порядком при богослужении, заботившееся о содержании синагогального
здания и вообще управлявшее делами С. Существовали еще особые собиратели
милостыни. Исполнение низших служебных обязанностей в С. лежало на
служителе; он же по субботам обучал детей чтению. Для отправления
синагогального богослужения требуется присутствие не менее 10
совершеннолетних (не моложе 13 лет) евреев. Общественное богослужение
заключается в чтении трех отрывков Пятикнижия, которые каждый еврей
обязан читать утром и вечером; затем следуют евлогии (благословения),
молитвы и чтения из Пятикнижия и пророков. Все пятикнижие прочитывалось
в трехгодичный цикл, для чего было разделено на 154 отдела, по одному на
каждую субботу; лишь к VIII в. относится происхождение современного
обычая прочитывать закон моисеев в течение одного года и разделение его
для этой цели на 54 части. Чтение закона Моисеева и пророков
производилось непременно на еврейском языке; когда же этот язык сделался
непонятным для народа, то к чтению еврейского текста стали присоединять
перевод прочитанного на народный арамейский язык. С переводом
соединялось назидательное объяснение прочитанного или проповедь, право
произносить которую представлялось каждому члену общины, сведущему в Св.
Писании. Синагогальное богослужение оканчивалось обрядом священнического
благословения или воздеяния рук. Этот синагогальный ритуал,
установившийся уже ко времени разрушения второго храма, в общих чертах
сохранился в еврейском богослужении до настоящего времени; но теперь
произнесение молитв и чтение Св. Писания обыкновенно лежат на
обязанности особых лиц, а проповеди произносятся раввином или особым
проповедником. В новейшее время в некоторых С. введен орган при
богослужении, а также употребляется, наряду с еврейским языком, и
местный. Ср. Zunz, "Der Ritus des synagogalеn Gottesdienstes" (Берл.,
1859); А. Никитин, "С. Иудейские, как места общественного богослужения"
(Киев, 1891); Н. Зезюлинский, "Еврейская С. и ее функции" ("Жур. Мин.
Нар. Просв.", 1887, № 1). Слово синагога употребляется иногда также в
значении Иудейства как религии, в противоположность церкви (ecclesia),
т. е. христианству. Великой С. (kenesseth hagdolah) называется, по
талмудическим источникам, собрание еврейских ученых, которые, под
председательством Ездры, привели в порядок религиозные дела евреев. Под
именем "мужей великой С. " подразумеваются также ученые, жившие от
времен Ездры до времени Симона Праведного (ум. ок. 292 г. до Р. X.) и
занимавшиеся приведением в порядок библейских книг и отчасти устного
закона.
|