Сикофанты (sucojata), Происхождение этого слова неясно; большинство
греческих толкователей указывают на связь его с запретом вывозить из
Аттики смоквы (osucon). Схолиаст к Аристофану рассказывает, что однажды
во время голода в Аттике тайком были сорваны плоды на священных
смоковницах и что при судебном расследовании этого дела лиц, которые
могли указать виновных, назвали С. В период расцвета афинской демократии
слово С. прибрело политическое значение: оно означало многочисленный
класс профессиональных обвинителей, ябедников, сутяг, которые ради
личной наживы заводили процессы, чтобы, запугав кого-либо судом,
вынудить отступную плату или, в случае выигрыша процесса, получить часть
отобранного по суду имущества. Афинское законодательство разрешало
всякому желающему выступать обвинителем против нарушителей
государственных законов, при чем за успешное обвинение обвинителю
давалась в награду известная часть поступавшей в виде штрафа суммы или
имущества, отнятого по суду у ответчика. Такое правило само в себе
носило корни злоупотреблений, тем более, что народ с завистью относился
к выдающимся государственным деятелям, ораторам, полководцам и вообще во
всем богатым и влиятельным людям, которых главным образом и беспокоили
С. тем более обвинений предъявлялось перед судом, тем более пеней
поступало в распоряжение судей и казны. Вследствие этого к обвинителю в
уголовном делу, как и к истцу- в частном, относились снисходительнее, и
деятельность сикофанта стала доходной. Главным образом доставалось от С.
богачам, которые вообще старались жить в ладах с ними. Когда Критон
жаловался Сократу, что человеку, занимающемуся каким-либо делом, трудно
жить в Афинах, так как постоянно есть риск быть привлеченным к суду,
Сократ ответил, что как приходится держать собак, чтобы волки не трогали
овец, точно так же следует иметь в своем распоряжении человека, который
мог бы знанием. законов и судейской опытностью защищать против
преследований С. Многие аттические писатели указывали на общественный
вред сикофантии (Аристофан. Демосфен, Эсхин и др.); против ее был,
наконец, издан закон, но она все-таки продолжала существовать, пока
существовала демократ. С. играли на судах почти туже роль) как демагоги-
в народных собраниях; служа орудием для осуществления целей демагогов,
они составляли не лишенный силы элемент демократии; иногда класс
сикофантов даже оправдывали, считая его необходимым в политических целях
(Эсхиy, "Против. Тим.",
§ 20). Ср. Buchsenschutz, "Besitz nnd Erwerb im Griechischen Altertum" (Б.,
1869); Meier and Schoеmаnn, "Der Attische Process", в обработки Липсиуса (Б.,
1882-1886).
|