Сивиллы (Sxbulla, Sibylla) и Сивиллины книги (libri Sibyllini). -
Сивиллами в древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые,
подобно гомеровским гадателям, предлагали всякому желающему угадывать
будущее и предсказывать судьбу. Как и бакиды, Сивиллы не были связаны с
определенным местным культом, хотя экстатический характер их гадания
имел много общего с оргаистической стороной греческой религии. С., к
которой обращались за предсказанием, ждала, пока на нее находило
исступление, и в истерии, с искаженными чертами лица, пеной у рта и
конвульсивными трепетаниями тела, изрекала оракулы, как бы "стараясь
вытеснять из груди великого бога". Прекрасное изображение пророческого
экстаза С. дано у Виргилия в VI кн. Энеиды (42-155). Деятельность С. в
историческую пору греческой истории приурочивается главным образом к
VIII и VII вв. до Р. Хр., времени сильного духовного и религиозного
подъема, хотя предание перенесло некоторых С. в эпохи предшествовавшие
событиям, которые предсказывались в сивиллинных изречениях. Так,
Герофила эрифрская, которой приписывалось предсказание троянской войны
по логическому выводу предания, жила до троянской войны. Первый, у кого
встречается упоминание о С., был Гераклит Ефесский (ок. 500 г. до Р.
Хр.), знавший лишь одну С.; об одной С. говорят также Аристофан, Платон
и Аристотель. Гераклит Понтпийский, ученик Платона, знал трех С. -
эрифрскую (Герофилу), фригийскую и геллеспонтскую (марпессийскую); у
позднейших писателей существуют указания, что было 4, 8, 10, 12 С.
Деятельность С. приурочивалась преимущественно к северо-западному углу
Малой Азии, что дало Буше-Леклерку повод приписать Сивиллам троянское
происхождение и признать прообразы С. в Кассандре и Манто. Такой
изображена Кассандра, между прочим, в трагедии Эсхила "Агамемнон". более
всего сведений имеется о кумской С., которая, по преданию, жила около
тысячи лет и была современницей Тарквиния Гордого (по др.- Тарквиния
Ириска). С именем последнего предание связывает так наз. Сивиллины
книги, числом девять, которые кумекая С. предложила купить царю
(Дионисий Галик., IV, 62). Тарквиний отказался. Тогда С., бросив в огонь
три книги, предложила царю купить за ту же цену остальные шесть. По
вторичном отказе царя С. сожгла еще три книги, и еще раз предложила
купить за ту же цену оставшиеся три книги. Посоветовавшись с авгурами,
Тарквиний решил купить эти книги, 0ни были помещены в Капитолийском
храме и поручены наблюдению двух граждан из патрициев и еще двух других
(быть может, из греков, чтобы служить переводчиками и истолкователями).
Выделяя в переданном мифе исторические черты, можно заключить, что было
время, когда государство официально признало греческие культы, введение
которых связано, главным образом, с появлением в Риме Сивиллиных книг.
Вследствие оживленных и близких сношений с Великой Грецией, Сивиллины
книги попали в Рим из Кум, куда, в свою очередь, они были привезены из
Эрифр (по Варрону); город (селение) Гергиф на Троянской Иде, близ Эрифр,
считается местом возникновения Сивиллиных предсказаний (ср. Klausen,
"Aeneas und die Penaten", стр. 203 слл.). По свидетельству Гераклита
Понтийского, этот сборник был составлен в 1 половине VI в., когда
деятельность оракулов была весьма распространена и когда, вследствие
нашествия лидян и персов, греки Малой Азии стали переселяться в Сицилию
и Южную Италию. Догадка о происхождении Сивиллиных изречений в Троаде
подтверждается еще и тем, что после пожара Капитолийского храма, в 83 г.
до Р. Хр., отправленные римским сенатом послы собрали новый сборник
сивиллиных предсказаний преимущественно в Эрифрах, Илионе и на Самосе. С
какой целью был составлен древнейший сборник этих изречений, сказать
трудно. По предположению Клаузена, С. и др. странствующие пророки
(crhsmolgoi.) составляли группу, цель которой была подорвать славу и
значение местных оракулов - додонского, дельфийского и др. Сивиллины
изречения, по преданию, были записаны на пальмовых листьях и хранились в
строгой тайне, так что даже римлянам, кроме жреческой коллегии
децемвиров (квиндецемвиров), не было ничего известно ни о самых книгах,
ни о деятельности их профессиональных хранителей. Известно лишь то, что
они были написаны греческими гекзаметрами и что применение изречений к
данному случаю зависело от произвольного толкования децемвиров, подобно
тому, как в средние века библейские и Виргилиевские Sortes, взятые на
удачу, применялись к какому угодно случаю путем натяжек и отдаленных
сопоставлений. Жрецы, приставленные для наблюдения за Сивиллинными
книгами, назывались первоначально, по их числу, duo viri (II viri)
Sacris faciundis и были избираемы па всю жизнь, с освобождение м от
воинской повинности. С 367 года число их возросло до 10, при чем одна
половина избиралась из патрициев, другая из плебеев. При Сулле коллегия
заключала в себе 15 членов (Quindecemviri Sacris faciundis)- число,
которое держалось до последнего времени существования сивиллиных книг.
Вновь составленные после пожара 83 г., книги были подвергнуты Августом,
в 13 г., тщательной критике; значительное число подложных оракулов (до
2000) было сожжено, а остальные изречения помещены в храме Аполлона
Палатинского. Сивиллины книги были сожжены Стилихоном в 405 г. В
религиозной жизни государства сив. книги играли значительную роль, так
как к ним обращались за советом (libros adire, inspicere), по приказанию
сената, в случаях, угрожавших опасностью государству - при тревожных
знамениях, поветриях и в других критически х обстоятельствах (ср. у
Ливия III, 10; V, 3; X, 47; XXI, 62; Xll, 1, 9; XXIX, 10; XXXVI, 37;XII,
21). Результатом консультаций было большей частью указание ввести
какой-либо обряд, чтобы отвратить несчастье или умилостивить божество.
Почти все новые обряды и культы, введенные в историческую пору рим.
государства, обязаны своим происхождением Сив. книгам. Сюда относится
введете в римский пантеон новых божеств - Аполлона, Латоны, Великой
матери, Эскулапа - и перенесете на латинские божества атрибутов и
свойств греческих богов: так, Диана отождествилась с Артемидой, Церера с
Деметрой, Прозерпина с Персефоной, Геркулес с Гераклом. Под влиянием
Сив. книг произошли также большие перемены в обрядовой стороне римской
религии, возникли некоторые религиозные установления, напр.
лектистернии, игры [особенно Ludi Apollinares (212 до Р. Хр.) и I.
Saeculares], и вообще изменились религиозные представления римлян,
усвоившие антропоморфизм, эмоциональность и индивидуализм греческой
религии. В составе Сивиллиных книг находились также чисто италийские
изречения, напр. этрусския, тибуртинские, Марциевы и др. В 213 г. до Р.
Хр. сенат приказал городскому претору исследовать различные ходившие в
народе сборники предсказаний, при чем саrmina неизвестного Марция были
признаны подлинными и вверены наблюдению децемвиров. Все эти изречения,
как италийского, так и иноземного происхождения, были известны также под
названием libri fatales или просто libri. В составе дошедших до нас
сборников находятся изречения, сочинение которых восходит не дальше
второго века и среди которых можно найти следы еврейского и
христианского влияний позднейшего времени. Ср. BoucheLeclerq, "Histoire
de la divination dans l'antiquite" (II., 1879-82; есть русск. пepeв.);,
Klausen, "Aeneas und die Penaten. Die Italienischen Volksreligionen
unter dem Einfluss der griechischen" (Гамбург, 1839-40); Heidbreede, "De
Sibyllis" (6., 1835); Maass, "De Sibyllarum indicibus" (Грейфсвальд,
1879); Delaunay, "Moines et Sibylles dans l'antiquite" (H., 1874);
Friedlieb, "Oracula Sibyllina" (Лпц., 1852); Alexandre, "Oracula
Sibyllina" (Hap., 1841-56); Ewald "Ueber Eutstehung, Inbait und Werth
der Sibyllinischen Bucher" ("Abhandlungen d. Kais. Gesellsch. der
Wissensch. zu Grottingen", Hist. Phil. Klasse, т. VIII, 1860, стр. 43
сл.); Diels, "Sibyllinische Biatter" (Б., 1890); Febr, "Studia to
Oracula Sibyllina" (Упсала, 1893); Маrquardt, "Romische
Stadisverwaltung". (III т., стр. 351 ел.. Б., 1885); Smith, "Dictionary
of Greek and Rоmаn antiquites" (II т., cp. 668 и сл., Л., 1891).
И. О.
|