Секуляризация. - В средние века лат. слово "Saeculum" (век) получило
значение мира и мирской жизни, в противоположность церкви и духовным
предметам. Отсюда saecularis - мирской, светский и т. п. Словом С.
каноническое право стало обозначать переход лица или вещи из духовного
состояния владетеля в светское, если только лишение духовного сана не
было наказанием (деградацией). С. вещи состояла в утрате ею всех свойств
церковного имущества и переход в светские руки. По каноническому праву
такая С. могла совершаться только с согласия церковных властей; но на
самом деле наиболее важные случаи С. именно те, при которых она
производилась вопреки воли церкви (часто бывали и случаи вынужденного
согласия, когда церкви и монастыри уступали сильным соседям отдельные
угодья, десятину и другие доходы). Наиболее широкие размеры принимала С.
в тех случаях, когда ее производили государи. В VIII в. на Западе
большое количество духовных земель было отобрано и роздано светским
лицам Карлом Мартеллом, так что по этому вопросу понадобилось особое
законодательство. В данном случае С. была вызвана потребностью
государства в землях, которые оно могло бы раздавать за службу. Другой
подобный случай был при имп. Генрих II. В конце средних веков против
церковного и монастырского землевладения стала раздаваться проповедь
лучших представителей самого духовенства (напр. Гуса), которые в
богатствах клира и монастырей видели главную причину порчи церкви. В эту
эпоху церковное землевладение достигло наибольших размеров; в Англии,
напр., около половины всей земли принадлежала епископам, капитулам и
монастырям (одним монастырям - около трети всей почвы). В Германии,
кроме того, была масса духовных княжеств, напр. владения духовных
курфюрстов или арх. зальцбургского, бременского и т. д. Религиозная
реформация сопровождалась С. в очень широких размерах. Первый пример
подали еще в XV в. гуситы, но главным образом С. совершилась в XVI в.
Государи, приминавшие протестантизм, обыкновенно секуляризировали
церковную и монастырскую собственность, при чем, в большинстве случаев,
делились ею с дворянством. Ранее всего в эту эпоху С. была совершена в
Германии. К секуляризации стремились рыцари, восставшие вскоре после
начала проповеди Лютера. По совету последнего, князья, принявшие
реформу, отобрали в казну все церковный земли, для содержания нового
духовенства, школ, благотворительных учреждений; но в большинстве
случаев князья пользовались доходами с С. имений для других целей или
раздавали их своим приближенным. С. подвергались и духовные владения.
Первым духовным князем, сложившим с себя свой сан и превратившим свое
владение в светское герцогство, был в 1525 г. гроссмейстер тевтонского
ордена, Альбрехт Бранденбургский (секуляризация Пруссии). В эпоху
аугсбургского религиозного мира было постановлено (reservatum
ecclesiasticum), чтобы духовные лица, принимающие протестантизм, не
имели права на С. своих земель. Впрочем, это правило плохо соблюдалось,
и из-за его нарушения происходили постоянные распри между католиками. и
протестантами. По вестфальскому миру 1648 г. в Германии подверглись С.
некоторые епископства (Магдебург, Гальберштадт, Бремен, Миндея, и др.).
В том же XVI веке С. была произведена и в других государствах, как то в
Швейцарии, Дании, Швеции, Англии, Шотландии и т. п. Даже в Польше, где
удержался католицизм, протестантская шляхта овладевала участками земли,
приписанными к приходским церквам, и церковной десятиной. В Англии С.
распространилась только на монастырскую собственность, епископы,
капитулы и деканы, наоборот, получили даже прибавку к своим прежним
землям. Генрих VIII, начавший реформацию в Англии, роздал много
отобранных у монастырей земель своим любимцам, приближенным и другим
лицам. Когда дочь его Мария задумала возвратить церкви конфискованный
земли, то новые владельцы объявили, что у них есть мечи для защиты своих
прав (в Шотландии всеми духовными имениями завладело дворянство). При
Эдуарде VI и Елизавете завершилась раздача дворянству секуляризованных
земель. В эпоху первой английской революции, когда в Англии отменена
была, временно, епископальная церковь предпринята была С. и той
церковной собственности, которая не была тронута реформацией" Церковные
имения решено было распродать, но раскупалась они плохо, потому что не
было доверия к прочности владения. Реставрация 1660 г. возвратила церкви
ее прежнее положение в государстве и ее имения. Католическая реакция
доложила предел процессу С., но он возобновился в XVIII в. Просвещенный
абсолютизм второй половины XVIII века был неблагоприятен духовному
землевладению. Уничтожение ордена иезуитов сопровождалось конфискацией
всех его имуществ. Иосиф II в Австрии упразднил множество монастырей,
обратив их имущества на государственные нужды. Новый период С. в
католических странах начался с французской революцией. Учредительное
собрание в 1789 г. объявило церковные земли собственностью нации и
решило их продать для уплаты государственных долгов. Эту меру
рекомендовали еще некоторые писатели: XVIII в., "для блага и пользы
государства". Где. во время революции утверждалась власть французов или
под их влиянием происходили политические перевороты, там обыкновенно
совершалась. То же продолжалось и при Наполеоне I. В начале XIX в. в
Германии были секуляризованы все духовные княжества, которых оставалось
еще очень много. С. 1803 г. была средством вознаграждения немецких
князей, потерявших владения на левом берегу Рейна. В силу этой С.
перестали существовать, как политические единицы, 23 епископства и
аббатства (Бриксен, Триент, Зальцбург, Эйхштэтт, Вюрцбург, Бамберг,
Фрейзинг, Ayrсбург, Пассау, Гидьдесгейм, Падерборн, Оснабрюк, Любек,
Фульда, Кровей, Констанц, Шпейер, Базель, Страсбург, Майнц, Вормс, Трир
и Кельн) и множество меньших имений катол. церкви. В более близкое к нам
время С. совершена в Испании и Италии. В известном смысле С.
представляет собою и превращение в светское владение бывшей Церковной
области. В эпоху франц. революции Рим был объявлен республикой, при
Наполеоне I присоединен к французской империи; во время революции 1848
г. он опять на время сделался республикой. Последняя С. Папской области
совершилась в два приема - в 1860 г. (Ромавья) и в 1870 г., когда
окончательно пала светская власть папы. С. эпох реформационной и
революционной эпох влекла за собою важные политические и экономические
следствия. В XVI в. она временно усилила власть правительств, дав им
большие материальные средства, и в то же время создала из новых
владельцев, получавших или покупавших бывшие духовные земли, класс
ревностных защитников новых церковных или государственных порядков. В
эпоху реформации приобретателями секуляризованных земель были
преимущественно дворяне, в эпоху революции - отчасти буржуазия, отчасти
крестьяне. Нередко при этом изменялся самый характер собственности,
вследствие дробления крупных поместий на мелкие участки. С другой
стороны, новые владельцы меняли в своих землях систему хозяйства. В
Англии, напр., в XVI в. новые владельцы стали изменять способы
пользования землей крестьянами к невыгоде последних (между прочим -
заменяли пашню лугом), что вызвало ряд народных волнений. Важное
экономическое значение С. оценено наукой лишь в сравнительно недавнее
время, да и до сих пор история С. остается мало исследованной. В
современной исторической науке термин С. получил и другое значение.
Средневековая культура отличалась своим церковным характером, тогда как
культура нового времени имеет существенно светский характер. Следя за
изменениями, совершившимися в миросозерцании и настроении общества,
историки стали говорить о С. философии и науки, литературы и искусства,
права и государства и вообще всей жизни. Под этим разумеется
освобождение от церковной опеки в умственной и общественной
деятельности, обращение в художественном творчестве к светским сюжетам,
подчинение жизни требованиям инстинктов человеческой природы, признание
законными радостей земного существования и т. п. (в отличие от
теократиям, теологического догматизма и аскетизма). Первым культурным
движением с таким характером был гуманизм. Религиозная реформация XVI в.
и католическая реакция задержали процесс С. культуры, а "просвещение"
XVIII в. было как бы новой С. мысли и жизни. Главным врагом С. в этом
смысле является клерикализм. В отдельных случаях С. жизни шла под
специальными лозунгами, в роде реабилитации плоти (у сен-симонистов),
лаицизации образования (французские школьные законы семидесятых и
восьмидесятых гг. и т. п. ), но в сущности все это лишь отдельные виды
С., которая, притом, может иметь весьма различные степени.
Н. Карпев.
|