Священные сосуды. - Под именем С. сосудов по преимуществу разумеются,
во-первых, сосуды, употребляемые при совершены таинства евхаристии, как
то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых,
сосуд для хранения св. мира. К этим сосудам церковь не дозволяет даже
прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира. В более общем
смысле С. называются все сосуды и вещи, употребляемые при
священнодействиях православной церкви. Священные сосуды также древны в
церкви христианской, как древне самое богослужение. Важнейшую часть
христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их
совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны
были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из
быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они
становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное
употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные
церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других
средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и
в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и, таким образом,
отдавался в употребление металл, а не самые сосуды. Хранение С. сосудов
церковь всегда имела на своем попечении, для чего устраивалось особое
помещение в храмах (сосудохранительница, skeuojulakion), находившееся
под надзором диаконов или других поставленных для того лиц. В древности
С. сосуды бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и
оловянные, а также драгоценные, сделанные из серебра и золота и
изукрашенные драгоценными камнями. Все зависело не столько от
положительных правил, сколько от обстоятельств, в которых находилась
церковь, от усердия верующих и отчасти от самого назначения сосудов.
Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и
серебряных. В православной церкви издавна принято за правило чтобы
потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или,
по крайней мере, из олова, но отнюдь не из дерева, или стекла, или меди;
чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копье -
железное. Для прочих сосудов вещество строго не определено, но
обыкновенно и они устраиваются соответственно великолепию целого храма.
См. В. И. Долоцкий, "О С. сосудах и других вещах, употребляющихся при
богослужении в православной церкви" ("Христианское Чтение", 1852, ч. 1);
П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890);
архим. Гавриил, "Руководство по литургике или наука о православном
богослужении" (Тверь, 1886).
|