Сарра (первоначально Сара) - супруга патриарха Авраама, мать Исаака.
По Иepoниму и арабским писателям, С. была дочь отца Авраама, только от
другой матери. Иоанн Златоуст, согласно с евреями, принимает ее за одно
лицо с Есхою, дочерью старшего брата Авраама, Аррана (Быт. XI, 29); но
первое мнение ясно подтверждается словами самого Авраама (Быт. ХХ, 12).
С. была весьма красива и в бытность ее с мужем в Египте по причине
голода подвергалась опасности, будучи взята ко двору фараона, но была
спасена Богом (Быт. XII). Полагая, что в ней причина ее бесчадия, С.
убедила Авраама войти к служанке ее Агари, чтобы от ее иметь детей; но
Господь открыл Аврааму, что обетование Его о многочисленном потомстве
относится вместе к нему и к С.; жене его, в знак чего Он переменяет их
имена (по объяснению Иеронима Сара значит "госпожа или владычица моя", а
С. - "владычица вообще", т. е. госпожа не одной только семьи, но многих
народностей), нарекает имя будущему их сыну, Исааку, и к его потомству
относит вечный завет Свой и обещание быть ему Богом; при этом
учреждается обряд обрезания (Быт. гл. XVII). После истребления городов
Содома и Гоморры, Авраам поселился на время в Гераре; здесь С., уже
беременная, подвергалась новой опасности, но спасена была Богом (Быт.
XX). С. скончалась 127 лет в Хевроне и там погребена Авраамом в
купленной им для того пещере, на поле Ефрона Хаттеянина, при Махпеле,
против Мамре (Быт. ХХIII). В личности С. апостол Петр видит об раз
истинной женской красоты и величия, состоящих не во внешних украшения,
"не во внешнем плетении волос, не в золотых уборах, не в нарядности
одежды, но в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа. Так некогда
св. жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь мужьям своим. Так
С. повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы - дети ее, если
делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха" (1 Петр. III, 1 - 6).
Пророк Исайя указывает на Авраама и С., как на прообразы ожидаемого дела
спасения. Как С., после долгого неплодия, родила Исаака, так Сион, после
долгого запустения, будет иметь радость и веселье торжествующего
множества детей вокруг себя. Еще выше восстановления Израиля будет
великое дело будущности: оно будет источником спасения для всех народов
мира (Исаии LI, 2; LIV, 1, сд.). Апостол Павел видит в С. великую матерь
народов, которой принадлежат все рожденные по духу; она - прообраз
небесного Иерусалима, который есть матерь всем нам (Гал. IV,. 22 - 31).
С. вспоминается православною церковью в неделю праотец. Ср. прот. П.
Солярский, "Опыт библейского словаря собственных имен" (т. III, СПб.,
1883).
|