Саркофаги египетские. - Форма их была обусловлена религиозными
представлениями. Вера в бессмертие заставляла окружать покойника
обстановкой земной жизни; отсюда гробницы с их росписью, убранством и
инвентарем, отсюда же и С. в форме четырехугольных ящиков, напоминающей
дом, с скульптурными или нарисованными подобиями дверей. С другой
стороны вера в необходимое условие этого бессмертия - сохранение всех
составных частей человеческой организации - заставляла заботиться о
сохранении тела путем превращения его в мумию и, на случай порчи или
потери последней, о сооружении статуй с портретными чертами покойного, а
также о помещении мумии в гробы, имеющие формы мумии - так назыв. С.
антропоиды. Эти два типа С. - четырехугольные ящики, иногда с
закруглением в головах, и антропоиды - являются господствующими в
Египте. Уже на самом древнем из известных С. мы находим сочетание этих
двух типов. С. царя Микерина, найденный в его пирамиде в 1837 г. и
потерянный, кроме небольшой части, находящейся в Брит. музее, при
перевозке, представлял 4-угольный каменный ящик, имитировавший здание со
входами, но внутри его был еще деревянный С. в форме мумии, с молитвой
богине Нут. крышка его сохранилась в Брит. музее. В Гизе есть другие
интересные экземпляры С. из времен древнего царства; они делались из
базальта, гранита, известняка; крышки были плоски или сводообразны;
внутренние С. были из дерева, в форме мумий; надписи незначительны
(имена покойных и заупокойные формулы). В среднем царстве также
встречаются оба типа, но первый преобладает. С. этого времени - большею
частью простые деревянные ящики, снаружи разрисованные подобиями дверей
и с двумя глазами на длинной стороне, близ головного угла; внутри они
исписаны длинными, интересными иероглифическими текстами,
представляющими заупокойные формулы того времени, еще мало
разработанные. Часто у одного покойника было по несколько деревянных С.
ящиков, вставлявшихся один в другой. Наиболее характеристичные образцы:
Имаму в Лондоне, Монтуготпа и Себеко - в Берлине, Ата - в Петербургском
Эрмитаже. Часто на этих С., кроме иероглифов, находим изображения
заупокойных даров, а изредка (напр. на недавно поступивших в Берлин С.
Хенуи и жрицы Энт-тефес) - даже роспись, представляющую покойных
пирующими и в земной обстановке, а также прощание родных с их мумиями.
С. в форме мумий довольно просты: на груди нарисовано ожерелье, а
остальная часть разрисована крыльями, как бы охраняющими покойника. С.
царя Интефа в Лувре позолочен, а С. царя Интефа в Лондоне дает
портретные черты и отличается изяществом. В начале нового царства
появляются деревянные черные С. в форме мумий, с золотыми изображениями
божеств смерти, золотыми имитациями пелен и краткими иероглифическими
надписями. При XVIII и XIX дин. С. были каменные в форме мумий; при
XIX-й в руках амулеты, и покойный лежит в рельефе в земном одеянии, во
весь рост; на стенках вырезаны изображения Тота, Анубиса, гениев,
сыновей Гора, а также глаза, чтобы чрез них покойник мог видеть солнце.
С конца XIX дин. начинают входить в моду деревянные С. в форме мумий, на
которых по желтому фону разрисовывались изображения, относящиеся большею
частью к мифу Осириса, загробным странствованиям, представлениям о боге
солнца и т. п. На крышке обыкновенно изображались: на груди - Нут,
простирающая крылья над покойником, скарабеи - символы солнца, разные
фетиши, а в ногах - Анубисы, путеводители по преисподней. Краткие
надписи содержат имя и заупокойные формулы. На внутренней части дна
бывали изображения богини "запада", т. е. преисподней, а у ног -
Анубиса. Обыкновенно несколько С. вкладывались один в другой. При XXII
дин. внутренние С. делались из так назыв. египетской папки - слоев
полотна, склеенных известкой; здесь по белому фону расписывались
изображения божеств, особенно Исиды и Нефтиды, в виде ястребов,
простирающих крылья над покойным. В саисскую эпоху каменные С. достигают
очень больших размеров, имеют как форму ящиков, так и антропоидную; на
первых часто высечена вся книга "о том, что в преисподней"; подавляющая
масса изображений, хотя и тщательно исполненных, утомляет глаз.
Деревянные С. этой эпохи - также двух типов, при чем нередко оба
соединены. На крышках четырехугольных С. часто изображалась солнечная
барка, влекомая кобчиками и шакалами, на груди антропоидных - страшный
суд или покойник, вводимый в общество богов Тотом. Тексты заимствовались
из Книги мертвых. В греко-римское время деревянные С. в форме мумий
принимают большею частью угловатую форму; они расписываются иногда
изображениями из книги "о том, что в преисподней", иногда просто
фигурами божеств, исполненными небрежно. В то же время все более входит
в моду облекать мумию в расписные пелены, вместо чехла или внутреннего
С., и покрывать лицо художественно исполненным восковыми красками
портретом, вместо прежних розовых или золотых масок. С. встречаются и в
христианское время; в Musee Guimet в настоящее время есть нисколько
расписных С. коптских монахов. Кроме двух господствующих типов изредка
встречаются и другие: С. Рамсеса III в Лувре сделан в форме овала при
царском имени; на Синае найдены С. в форме двух соединенных глиняных
сосудов (в руанском музее); грубые глиняные С. отчасти в форме мумий,
бывали находимы в провинциальных городах Дельты. См. W. Schmidt,
"Sarcophages Egyptiens" (в "Transact, of the IX Congress of
Orientalists", II); Budge, "The mummy" (Кембридж, 1893); Steindorff,
"Grrahfunde des mittleren Reichs". Подробные описания отдельных С. см. в
каталогах и изданиях музеев и коллекций находящихся в русских музеях - в
"Inventaire" В. С. Голенищева и в XI т. "Записок Вост. Отд. Арх. Общ.").
Изданные в красках С. лейденского музея в натуральную величину - у
Leemanus "Monuments de Leyde" (т. III и вып. 31 и 32).
Финикийские С., которыми богат Луврский музей, представляют
антропоидный тип, близкий к египетскому саисской эпохи; некоторые из
них, напр. базальтовый царя Эшмуназара, найденный в 1850 г. в сидонском
некрополе - даже египетской работы. Большая их часть из белого мрамора и
найдены во время экспедиции Ренана.
Б. Тураев.
|