Салоны - во Франции играли в прежнее время видную роль в истории
литературы и политики. Это - кружки, группировавшиеся вокруг какой-либо
выдающейся женщины, царицы салона, блестевшей остроумием, талантливостью
или красотою. В С. собирались выдающиеся представители науки, искусства
и политики, и вели, в изящной форме, беседы по вопросам политики и
литературы. До известной степени, таким образом, С. заменяли нынешнюю
печать в выражении общественного мнения. Здесь зарождались веяния и
требования, вырабатывавшиеся потом в целые системы и налагавшие свой
отпечаток на литературу и общество. Явление, подобное франц. С., можно
видеть в истории Афин, где у некоторых гетер собирались выдающиеся
современники: такова была в особенности Аспазия, у которой сходились
Перикл, Сократ, Алкивиад и др. и обсуждались различные вопросы философии
и политики; она давала уроки риторики. И в византийской истории
встречаются подобные собрания поэтов, музыкантов и др. артистов.
Образование французских С. относится к XVI и особенно к началу XVII в.,
когда женщина в высшем обществе Франции делается предметом особого
культа и около ее образуется круг поклонников. Первые С. посипи
исключительно литературный характер. Маргарита шотландская и Маргарита
наваррская в XVI в. были из числа первых женщин, дом которых служил
сборным местом для поэтов и ученых. Одним из первых и наиболее блестящим
в XVII в. был С. Рамбулье, сделавшийся сборным пунктом всех хорошо
воспитанных, остроумных людей. Его душою была хозяйка, маркиза Рамбулье;
в ее отеле собирались Корнель, Ротру, Скюдери, Малерб и др.; этот С.
оказал благотворное влияние на развитие франц. литературы. К началу XVII
в. относится также С. г-жи Поле, пользовавшийся в Париже большой
известностью и посещавшийся королем Генрихом IV. Из великосветских С.
того века блистал еще С. г-жи Бурдоне, в Пале-Рояле. К С., в которые был
открыт доступ и буржуазии, относится С. m-lle де Скюдери, у которой
собирались Шапелен, Саразен, г-жи де Севинье, Скаррон, читались стихи и
др. литературные произведения, обсуждались события дня и т. п.
Размножившиеся при Людовике XIV С., большая часть которых отличалась
вычурным тоном, жеманством и пустозвонством, осмеяны Мольером в комедии
"Precieuses ridicules". Последние годы царствования Людовика XIV не
благоприятствовали развитию общественной жизни, но при регентстве С.
вновь появились, более блестящие, чем когда-либо. В XVIII в. сюда
начинают проникать новые идеи, и С. получают политическое значение. В
отеле Сюлли появлялся Вольтер; в отеле Виллар собиралась вся знать; С.
супруги маршала Бово, известный независимым образом мыслей, поддерживал
находившегося в опале Шуазеля, а впоследствии Неккера; С. супруги
маршала д'Анвиль был одним из первых, где свободно разбирались
философские вопросы; хозяйка его была предана идеям Тюрго и
покровительствовала Вольтеру. В С. герцогини Эгильон находили убежище
преследуемые философы; им же оказывал покровительство С. г-жи Гудето. С.
в Тампле, хозяйкой которого была г-жа де Буффлер, любовница принца
Конти, отличался богатством своих приемов. С. г-жи Граммон, сестры
Шуазеля, является первым истинно политическим С.: он представлял собою
род тайного комитета, куда каждый являлся с отчетом и где велись
рассуждения о государственных делах. Некоторую политическую роль играл и
С. г-жи Рошфор. Финансовая знать собиралась в С. Самюэля Бернара, Ло,
Пленеф, Трюден, Ла-Попелиньер. Чисто литературный характер имели С.
д'Эпине, Дюдеффан, Леспинасс; здесь вокруг блестящих хозяек собирались
философы и вообще остроумные люди; эти С. имели такое же влияние на
литературу, как С. г-жи Рамбулье. К началу революции С. представляли
собою уже как бы переход к революционным клубам; таковы были в 1789 г.
С. Неккер, где собирались Сиейс, Кондорсе, Талейран, аббат Делиль и др.
и блистала дочь хозяев, впоследствии г-жа де Сталь; С. Богарне, Жанлис,
Гельвециус, в котором бывали Вольней, Сиейс, Бергасс, Манюель, Кабанис;
С. г-жи Панкук, где собирались Мармонтель, Соден, Лагарп, Фонтан, а
также Баррер, приносивший с собою революционный элемент, которого в то
время по мог избежать ни один С.; С. Жюли Тальма, супруги знаменитого
актера, откуда впоследствии Наполеон направлял переворот 18 брюмера; С.
г-жи Кондорсе, бывший как бы центром всей мыслящей Европы; здесь считали
долгом бывать все выдающиеся ученые иностранцы. После 1790 г. С.
сменились клубами; первые, как собранья людей небольшого круга светского
общества, оказывались недостаточными для потребностей времени. Последним
С., уже исключительно политическим, является С. г-жи Ролан, который был
блестящим очагом революции; у ее бывал сначала Робеспьер, затем ее дом
сделался центром партии жирондистов. После переворота 9 термидора вновь
появились С.; наиболее блестящим из них был С. г-жи де Сталь, во время
террора принимавшая гостей в замке Коппе, близ Женевы; теперь у нее
собирались все выдающиеся деятели эпохи директорш - Бенжамен Констан,
Талейран, Карно, Бонапарт, Барбе-Марбуа, Буасси д'Англа, г-жи Крюденер,
Рекамье. При первом консуле С. г-жи де Сталь делается очагом оппозиции,
хотя там появлялись и приверженцы правительства, братья консула,
министры и т. д. Изгнанная во время империи из Франции, г-жа Сталь
вернулась в Париж в 1814 г. и восстановила свой С., где бывали Бенжамен
Констан, аббат Прадт, Лафайет, Фуше, Веллингтон. Блестящий С. г-жи
Таллиен во время директории несколько напоминал времена регентства; в С.
Сюар собирались ученые и светские люди. При Наполеоне I, когда
политическая свобода во Франции была сильно стеснена, С. потеряли свое
прежнее значение; единственной приманкой в С. является женская красота.
Прежний блестящий С. возрождается в эпоху реставрации и вновь начинает
играть выдающуюся роль. С. г-жи Лебрен являлся местом собрания старых
легитимистов; у барона Жерара собирались главным образом писатели,
артисты, художники и др. Блестящий С. г-жи Ансело являлся в конце эпохи
реставрации как бы путем в академию; там собирались литературные и
другие знаменитости, как Викт. Гюго, Альф. де-Виньи, Эмиль Дешан,
Шатобриан, Консидеран, кн. Чарторыйский, кн. Полиньяк. С. Шарля Нодье
объединял собою главным образом писателей новой школы - Виктора Гюго,
Мюссе, Алекс. Дюма, Дешана и др. С. Виктора Гюго, бывший вначале чисто
литературным, с 1848 г. обратился в политический и просуществовал до
декабрьского переворота 1851 г. С. красавицы г-жи Рекамье посещали ее
многочисленные поклонники: Шатобриан, Балланш, Ампер, герц. Ноайль,
Паскье, Монталамбер, Фаллу и др. В С. герцогини Абрантес собиралось
небольшое общество представителей бонапартистской знати и современной
литературы, напр. Люсьен Бонапарт, Бальзак; это был С. артистический по
преимуществу, славившийся своею роскошью и празднествами, которые
совершенно разорили хозяйку. Между С. последних лет июльской монархии
выдавались С. г-жи де-Кюстин, с особым оттенком легитимистского
романтизма, и С. г-жи Жирарден, посещавшийся Викт. Гюго, Готье, Мери,
Гозланом и др. Во время второй республики С. имели исключительно
политический характер; таков был С. депутата Флавиньи, где, кроме
депутатов, собирались и иностранные дипломаты. После переворота 2
декабря появились официальные С., напр. С. государственного министра
(при Фульде). С. президента законодательного корпуса, блиставший при
герцоге Морни. Исключительно аристократический характер имел С. г-жи
Меттерних, жены австрийского посла. С. г-жи Свечиной был сборным местом
легитимистов и клерикалов. В настоящее время значение парижских С.
исчезло, как и влияние их на литературу и политику. В истории русского
общества также можно указать женщин, вокруг которых группировались
литературные и общественные деятели. Таковы, напр., С. Д. Пономарева, А.
П. Елагина, баронесса Э. Ф. Раден. Крупное политическое значение имел С.
вел. княг. Елены Павловны.
|