Саккос - верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и
имеющая одинаковое с нею духовное значение. По мнению одних, С. в
древности был царскою одеждою, которая христианскими государями
пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием.
Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в
нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в
год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в
противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С.
обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus - вретище,
мешок). В христианской древности эта одежда была одеждою покаяния и
кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить
свое смирение пред Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и
в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало
известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного
патриарха. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием
высших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С.
становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда
митрополит киевский Фотий (1409 - 31) привез его с собою из Греции. В
период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и
митрополитам и, в знак особенной чести, некоторым архиепископам.
Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивною епитрахилью
(приперсником), усыпанною жемчугом, по примеру Ааронова нарамника. С
1702 т. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с
1705 г. он делается общею одеждою всех епископов. В духовном смысле С.
означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в
которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в
С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься
высотою своего служения. Звонцы, привешиваемые к С., по подобию звонцов
на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова
Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, "О священных
одеждах" ("Христ. Чтение", 1848, ч. I); архим. Гавриил, "Руководство по
литургике или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886); П.
Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); Еп.
Нестеровский, "Литургика или наука о богослужении православной церкви"
(Курск, 1895).
|