Савонарола (Джироламо или Иероним Savonarola) - знаменитый
итальянский проповедник и общественный реформатор, родился в 1452 г.,
происходил из старинной падуанской фамилии. Дед его, Михаил С., был
известный врач. Отец С. готовил сына к медицинской карьере и старался
дать ему тщательное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано
сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая
религиозность. Италия в то время была охвачена гуманистическим
движением, одним из крупнейших центров, которого была Флоренция, где
гуманизм при Лоренцо отличался эпикурейско-языческим направлением.
Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали
С. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию
церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми.
Неудачная любовь к дочери флорентийского изгнанника Строцци и увлечение
средневековыми богословскими сочинениями (особенно Фомою Аквинатом)
привели С. к решимости поступить в монастырь. В 1475 г. он тайно бежал
из родного дома в Болонью, в доминиканский монастырь, оставив дома
написанную им книгу "О презрении к свету". В монастыре он вел суровую
жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю,
оставив себе только Библию, вооружался против монастырской роскоши и
посвящал свободное от молитв время изучению отцов церкви. И в монастыре
сказались поэтические наклонности С.: он написал стихотворение "О
падении церкви", где указывал, что у людей нет уже прежней чистоты,
учености, христианской любви, а главной причиной этому - порочность пап.
Настоятель монастыря поручил С. обучать новичков и возложил на него
обязанность проповедника. В 1482 г. его послали проповедовать в разные
города, между прочим в Феррару, откуда, в виду начавшейся войны с
Венецией, ему приказали отправиться по Флоренцию, в известный тогда
монастырь Сан-Марко. Здесь С., уже славившийся как ученый, был назначен
почетным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 г. С.
неудачно проповедовал в церкви Сан-Лоренцо. Это заставило его заняться
исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать, в небольшой
городок Сан-Джемитано, где пробыл два года, увлекая слушателей своими
речами. В 1486 г. С. явился в Брешии уже опытным и отважным
проповедником, резко бичевавшим людей, властно призывавшим к покаянию и
предвещавшим наказание Италии за ее грехи. В это же время С.
познакомился в Реджио с Пико делла-Мирандола, который его страстно
полюбил. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал С. из Генуи во
Флоренцию (1490 г.), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.
Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди
Савонарола был необычайный, не хватало места слушателям. 1 авг. 1490 г.
С. произнес знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью
высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что
скоро Бог поразит своим гневом всю Италию. Он утверждал, что, подобно
ветхозаветным пророкам, передает лишь веление Божие, угрожал проклятием
тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность
нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений. В своих
вдохновенных проповедях С. часто смешивал свои мысли с текстами Св.
Писания, говоря в свое оправдание, что "слова эти недавно сошли с
небес". Влияние его, ставшее огромным, усилилось благодаря исполнению
некоторых его предсказаний - смерти папы Иннокентия, нашествию
французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией
сделали С. любимцем монастыря, и в 1491 г. он был единогласно избран
настоятелем Сан-Марко. Он сразу поставил себя в независимое положение по
отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением
почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху. Известна речь Савонарола
против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали
надевать в церковь украшения. Нередко богатые купцы возвращали, под
влиянием проповеди С., несправедливо нажитое добро. "Грехи Италии",
говорил он, "силой делают меня пророком". Народ верил в его пророчества;
из его сочинений: "0б истине пророчества" и "Об откровениях" видно, что
он и сам был убежден в своем божественном призвании. Поэтому он властно
громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и
купцов, крестьян, солдат. "Рим - это Вавилон", говорил он. "Вместо
христианства прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдете в их
руках Горация, Вергилия, Цицерона"... Еще резче сделались угрозы С.,
когда, после смерти Лоренцо Медичи (1492), правителем Флоренции сделался
его сын, Петр Медичи, а папой был избран Александр VI Борджиа. Петр
Медичи запретил Савонароле говорить проповеди в течение поста; С.
принужден был покинуть Флоренцию и отправиться в Болонью (1493 г.).
Здесь он подвергся гневу со стороны жены правителя Болоньи: она
приказала своим телохранителям убить С. за то, что он назвал ее в церкви
дьяволом. Вернувшись во Флоренцию, С. занялся приведением в исполнение
своей мечты - нравственного и государственного преобразования Флоренции.
Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко. Он продал церковное
имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов
работой. Для успеха проповеди язычникам С. учредил кафедры греческого,
еврейского, турецкого и арабского яз. Александр VI пытался привлечь С.
на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции,
потом кардинальскую шапку; но С. не прекращал своих обвинений против
Рима и папы. В 1494 г. французский король Карл VIII вступил в Италию, и
в ноябре прибыл во Флоренцию. Петр Медичи был изгнан, как изменник; во
главе посольства к французскому королю был поставлен С. В это тревожное
время С. сделался настоящим повелителем Флоренции; под его влиянием во
Флоренции были восстановлены республиканские учреждения. По своим
политическим взглядам С. был республиканец, но он думал, что республика
лишь тогда будет благом для Флоренции; когда граждане станут
нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведет и
политическую реформу. С. указывал на несправедливое распределение
налогов, нападал на богачей, говоря, что они "присваивают себе
заработную плату простонародья, все доходы и налоги", а бедняки умирают
с голода. Всякий излишек
- смертный грех, так как он есть достояние бедных. Вся работа
государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях
С. и совершалась по его программе. По предложению С. были установлены
Великий Совет и Совет восьмидесяти". 5 февраля 1495 г., по предложению
С., великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10%.
Заемщиков С. освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основал
заемный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все
ростовщики и менялы, бравшие по 321/2%. Наконец, С. провозгласил
сеньором и королем Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах
народа избранником Христа. Политическим преобразованием С. закончил лишь
часть своей задачи; ему предстояло еще нравственно возродить Флоренцию.
Уже в 1494 году заметна была сильная перемена: флорентийцы постились,
посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах, вместо
песен, раздавались псалмы; читали только библию; многие из знатных людей
удалились в мр С. Марко. С. назначал проповеди в часы, когда были
назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью
средневекового фанатика обрушивался С. на святотатцев, которым велел
вырезывать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными
штрафами; развратников он приказывал жечь живыми. В своем увлечении С.
прибегал к шпионству, которое страшно развилось во Флоренции после него.
На стороне С. были люди из простонародья, партия "белых", которых
называли "плаксами" (piagnoni). Против него были "беснующиеся"
(arrabiati), приверженцы аристократического республиканского правления,
и "серые", стоявшие за Медичи. В своих проповедях С. никого не щадил и
потому имел много врагов как светских, так и среди духовенства. Сначала
его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела; потом придрались
к той проповеди, где С. говорил о гневе Божием, висящем над князьями и
прелатами. По приказанию папы С. должен был удалиться в Лукку, но его
прощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папу
отсрочить высылку С. Против С. не раз выставляли других проповедников;
не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава С. проникла даже за
пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на
турецкий, для султана). Между тем, Карл VIII, покинув Неаполь, решил
направиться через Флоренцию вместе с Петром Медичи, который хотел
восстановить свою власть. Город вооружился; во главе движения стал С.,
отправился в лагерь французов и произнес смелую речь, грозя Карлу карой
Божией, если он посягнет на свободу Флоренции. Под влиянием С. союз с
Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции города (кроме Пизы)
были ей возвращены. Интригам Петра Медичи против С. помогали герцог
Миланский, кардинал Асканио Сфорца и Мариано Дженнацано, потерявший
из-за С. репутацию лучшего проповедника. Враги С. восстановили против
него папу, который пригласил С. в Рим; но тот. под предлогом болезни,
отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы, которым
папа поручил рассмотреть содержание проповедей С., не нашли в них
основания для обвинения С. в ереси, и папа опять предлагал ему сан
кардинала. После удаления французской армии для республики настали
тяжелые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были
истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции имп. Максимилиана,
который осадил Ливорно. Сеньория умоляла С. успокоить народ. С. устроил
процессию и поддерживал дух народа, хотя папа снова запретил ему
проповедь (28 окт.). Случайное спасение Ливорно было, в глазах народа,
чудом; доверие флорентийцев к предсказаниям С. усилилось. Во главе
сеньории стоял преданный С. Франческо Валори; народная партия
торжествовала. Пользуясь этим, С. задумал нанести решительный удар
"беснующимся". Он организовал отряд мальчиков, которые врывались в
знатные дома, с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по
городу, отбирали игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи и
т. п.; потом все это предавалось торжественному сожжению на городской
площади. Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая
древность нашли в лице С. непримиримого врага; он даже доказывал вред
науки вообще, стоя на средневековой точке зрения. Составилось общество
разгульной молодежи (Compagnacci), задавшееся целью убить С. в праздник
Вознесения, но друзья спасли С. Потом "беснующиеся" произвели переполох
в церкви во время проповеди С., не дав ему докончить речи, а 12 мая 1497
г. папа Александр VI, назвав учение С. "подозрительным", отлучил его от
церкви. С. протестовал; 19 июня появилось его "Послание против лживо
испрошенной буллы об отлучении", где он отказывался повиноваться
отлучению, "противному христианской любви и заповедям Господним", и
заявлял, что несправедливо отлученный имеет право апеллировать ко
вселенскому собору. В это время С. выпустил в свет свое знаменитое соч.:
"Триумф Креста", в котором дана блестящая защита истины католического
вероучения, объяснены догматы и таинства католической церкви. В
последний день карнавала 1498 г. Савонарола совершил торжественное
богослужение и "сожжение анафемы". Тогда папа прислал бреве, где
требовал отправки С. в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал
интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с С. или
слушать его. Однако, сеньория долго не решалась тронуть С.; проповеди
его продолжались, он развивал мысль о необходимости созыва вселенского
собора, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось соч.
С.: "О правлении и законодательство города Флоренции". После второго
папского бреве сеньория запретила С. проповедовать; 18-го марта он
простился с народом. Он написал "Письмо к государям", в котором убеждал
их созвать вселенский собор для низвержения папы. "Письмо" было послано
сначала к французскому королю Карлу XIII, но было перехвачено и попало в
руки папы. Флоренция взволновалась. Чтобы испытать справедливость учения
С., был назначен суд Божий - испытание огнем. Это была ловушка,
устроенная "беснующимися" и францисканцами. С. и монах францисканец
должны были пройти 7 апр. среди костров, но огненная проба не
состоялась. Народ разочаровался в своем пророке, обвиняя его в трусости.
На другой день монастырь Сан-Марко был осажден разъяренной толпой; С.,
вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был
взят и заключен в темницу. Папа нарядил следственную комиссию из 17
членов, выбранных из партии "беснующихся". Допросы С. и пытки велись
самым варварским образом; его пытали 14 раз в день, заставляли впадать в
противоречия допросами, упреками и угрозами и вынудили признание, что
все его пророчества - ложь и обман. За время следствия, которое велось
около месяца, С. написал в тюрьме несколько сочинений: "Размышление о
псалме 51", где он нападал на папу и духовенство, "На Тебя, Господи,
уповаю" и "Руководство к христианской жизни". Последнее сочинение
написано С. за несколько часов до смерти, на переплете одной книги, по
просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая
1498 г., при огромном стечении народа, он был повешен, а потом тело его
сожжено. Учение С. оправдано Павлом IV, а в XVII в. в честь его
составлена служба. В 1875 г. С. поставлен памятник в Ферраре; статуя
его, как одного из предшественников реформации, входит в состав
известного вормского памятника. В оценке значения деятельности С. мнения
расходятся. Одни, идеализируя его честность, прямоту и широкие планы,
видят в нем реформатора, обличавшего порчу церкви; другие напоминают,
что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и держался
строго католической почвы. См. A. G. Rudelbach, "Hieronymus Savonarola
und seine Zeit" (Гамб., 1835); F. К. Meier "Girolamo S." (Берk., 1836);
К. Hase, "Neue Propheten" (Лпц., 1851, 1860); F. Т. Реrren, "Jerome S.,
sa vie, ses predications, ses ecrits" (Пар., 1853); В. В. Madden, "The
life and martyrdom of Girolamo S." (Л., 1854); Pasquale Villari, "La
Storia di Girolamo S. e de'suoi tempi, con l'ajuto di nuovi documenti"
(Флоренция, 1859); С. Sickinger, "S., sein Leben und seine Zeit"
(Вюрцбург, 1877); К. Clarck, "S., his life and times" (Л., 1878);
Aquarone, "Vita di Fra Jeronimo S." (Алесс., 1857); A. Cappeli, "Fra
Girol. S." (Модена, 1869); M. Н. Петров, "Савонарола" (в "Очерках");
Осокин, "Савонарола и Флоренция" (Казань, 1865); А. К. Шеллер,
"Савонарола" (биографич. библиотека Павленкова, СПб., 1893).
П. Конский.
|