Рубенс (Петер-Пауль Rubens) - знаменитый фламандский живописец,
происходил из старинной семьи антверпенских граждан; его отец Ян P.,
бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиною города Антверпена, за
свою приверженность к реформации попал в проскрипционные списки и был
вынужден бежать за границу. Сначала он поселился в Кельне, где вошел в
близкие отношения к Анне Саксонской, супруге Вильгельма Молчаливого; эти
отношения вскоре перешли в любовную связь которая была открыта. Яна
посадили в тюрьму, откуда он был выпущен лишь после долгих просьб и
настояний своей жены, Марии Пейпелинкс. Местом ссылки был назначен ему
небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и провел
со своей семьей 1573 - 78 гг., и где, вероятно, 29 июня 1577 г., родился
будущий великий живописец. Детство Петера Р. протекло сначала в Зигене,
а потом в Кельне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна P., его семья
получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен. Общее
образование Р. получил в Иезуитском коллегии, после чего служил пажом у
графини Лалэнг. Занятиям живописью Р. стал предаваться очень рано. Его
учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван-Ноорт и Отто ванВэн,
работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно
последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В 1598
г. Р. был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а
в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев,
отправился оканчивать свое художественное образование в Италию. В 1601
г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у
которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в
Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских
мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с
дипломатическим поручением в Испанию. Судя по копиям, сделанным Р. с
картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и др., можно
предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных
художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской
живописи эпохи Возрождения. В итальянский период своей деятельности, P.,
по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил
серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые
нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое
число самостоятельных работ, из коих следует назвать: "Воздвижение
Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602; в госпитале в Грассе),
"Двенадцать апостолов", "Гераклита". "Демокрита" (1603, в мадридском
муз. дель Прадо), "Преображение" (1604; в муз. Нанси), "Св. Троицу"
(1604, в мантуанской библиотеке), "Крещение" (в Антверпене), "Св.
Григория" (1606, в гренобльском музее) и три картины, изображающие
Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608, в Кьеза-Нуова, в Риме). В
1608 г. Р. находился в Риме и оканчивал три последние, заказанные ему
картины, когда пришло к нему известие о тяжкой болезни, постигшей его
мать. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери
в живых. Несмотря на данное Р. мантуанскому герцогу обещание вернуться в
Италию, он остался на родине, был назначен живописцем при дворе
эрцгерцога Альберта, и вскоре (1609) женился на Изабелле Брант, дочери
секретаря гор. Антверпена. Чрез небольшой промежуток времени он достиг
славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 г. им были
исполнены две мастерские работы: "Воздвижение Креста" и "Снятие со
Креста" (обе в антверпенском соборе). Еще ранее, в 1609 г., он устроил у
себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою
отовсюду. В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона" (для црк.
св. Бавона, в Генте), "Поклонение волхвов" (для црк. св. Иоанна в
Мехельне) и колоссальное изображение "Страшного суда" (в мюнхенской
пинакот.). Затем, в 1618 г., из-под его кисти вышли "Чудесный лов рыбы"
(в црк. Богоматери, в Мехельне), "Охота на львов" (в мюнхенск.
пинакотеке), в 1619 г. "Последнее причащение св. Франциска" (в
антверпенском муз.), "Битва амазонок" (в мюнхенской пинакотеке) и 34
картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 г.
пожаром, за исключением трех, хранящихся ныне в венском музее; в 1620 г.
исполнено известное "Прободение ребра Спасителя" (le Coup de lance) и,
наконец, в 1622 - 23, по заказу франц. королевы Марии Медичи, 24 картины
аллегорическо-исторического содержания, прославляющие эту государыню (в
луврском муз., в Париже; их эскизы - в мюнхенской пинакотеке и в Имп.
Эрмитаже). Вторая половина жизни Р. прошла по большей части в
путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя. Так
он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628)
и Лондоне (1629). Во время своего пребывания в этих городах, он не
переставал работать: в Мадриде им написан ряд портретов членов
королевского семейства, исполнены для пиршественной залы уатгальского
дворца, в Лондоне, девять больших плафонов на сюжеты из истории кор.
Иакова II. Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал
большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового
содержания, между прочим: "Поклонение волхвов" (в антверпенском муз.),
"Бегство Лота" (в луврск. муз. в Париже), "Христа и Грешницу" (в
мюнхенск. пинакотеке), "Воскрешение Лазаря" (в берлинском муз.),
"Вакханалию" (в имп. Эрм., № 551), "Вакха" (там же, № 550), "Сад любви"
(в мадридском муз., в дрезденской гал. и др. местах), "Игру кавалеров и
дам в парке" (в венской гал.), "Возчиков камней" (в Имп. Эрм., № 594) и
пр. В 1626 г. умерла первая жена P., Изабелла, а в 1630 г. он вступил во
второй брак с Еленою Фоурман, которая с той поры стала являтся почти в
каждой картине своего мужа. Из многочисленных (более 20) портретов этой
особы, писанных самим P., пользуются известностью в особенности
мюнхенский, венский (так назыв. "a la petite pelisse") и эрмитажный (№
576). Последние десять лет жизни Р. (1630 - 40) были столь же
производительны, как и первые периоды его деятельности, В эти годы он
произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих "Богоматерь
вручает священное облачение св. Ильдефронсу" (в венской гал.; эскиз для
него - в Имп. Эрмитаже, № 557), продолжал работать в уатгальск. дворце,
исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию
картонов, изображающих "Жизнь Апеллеса" (в 9 сценах), "Историю
Константина" (12 сцен, в Garde meuble, в Париже), "Триумф церкви" (в 9
сцен, в мадридск. музее и в гровенорской гал., в Лондоне). Когда в 1635
г., через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы,
король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата,
кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Р. было поручено
устройство художественной части празднеств по случаю торжественного
въезда нового штатгальтера в Антверпен; по эскизам и наброскам великого
художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации,
украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца (эти
эскизы - в мюнхенской пинакот. и в Имп. Эрмитаже, №№ 558, 561 - 566).
Кроме этих значительных работ, Р. исполнил немало и других, каковы напр.
серии охотничьих сцен для королевского дворца дель-Прадо, в Мадриде,
картины "Суд Париса" (в лонд. национ. гал. и в мадридск. муз.) и "Диана
на охоте" (в берлинск. муз.), а также целый ряд пейзажей, в том числе
"Прибытие Одиссея к феакийцам" (в гал. Питти, во Флоренции) и "Радугу"
(в Имп. Эрмитаже, № 595). Несмотря на столь кипучую свою деятельность,
Р. находил время заниматься и другими делами; так, напр., он вел
переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром
Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, при чем
для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при
первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался
книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных
листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток. Смерть застигла
великого мастера еще в полной силе его таланта: он умер в Антверпене, 30
мая 1640 г. Удивительная плодовитость Р. (одних его картин насчитывается
свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно,
что ему помогали в работе его многочисленные ученики; в большинстве
случаев, Р. изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли самые
картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед сдачею
их заказчикам. Учениками-сотрудниками Р. были: знаменитый А. ван-Дейк,
Квеллинус, Схуп, ванГук, Дипенбек, ван-Тюльден, Воутерс, д'Эгмонт,
Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, ван-Моль и др. Имп. Эрмитаж весьма
богат произведениями Р. (53 номера); кроме упомянутых выше, в этом музее
хранятся следующие картины этого художника: "Изгнание Агари" (нап. около
1625 г., № 535), "Поклонение волхвов" (№ 536), "Богоматерь с младенцем
Христом" (ок. 1615 г., № 538), тот же сюжет (ок. 1615 - 18 гг., № 1784),
"Богоматерь, вручающая четки св. Доминику и другим святым" (ок. 1630 -
32 г., № 540), "Спаситель в гостях у Симона-Фарисея" (между 1615 - 20
гг., № 543), "Тайная вечеря" (эскиз 1632 г., № 544), "Христос перед
Пилатом" (эскиз. Ms 545), "Снятие со креста" (1613 - 14 г., № 546),
"Небесное венчание Пресв. Девы" (№ 547), "Венера и Адонис" (ок. 1615 г.,
№ 549), "Персей и Андромеда" (нап. ок. 1612 - 15 г., № 552), "Борьба
кентавров с лапифами" (эскиз, № 553), "Союз земли с водою" (№ 554),
"Возвращение римского полководца из похода" (№ 556), портреты кор.
Филиппа IV и его супруги Елизаветы Французской (1628 - 29 г., №№ 559 -
560), "Слава и апофеоз Иакова I (2 эскиза для уатгальских плафонов, №№
572 и 573), портрет Карла де-Лонгваля (№ 574), Изабеллы Брант (№ 575),
Сусанны Фоурман и ее дочери, Катарины (№ 635), несколько портретов
неизв. лиц (№№ 578, 579, 582, 583, 586, 588), два изображения
францисканских монахов (№ 590), "Пастушеская сцена" (ок. 1635 - 37 г., №
591), "Статуя Цереры" (. № 593) и "Отцелюбие римлянки" (№ 1785). В
истории искусства Р. является величайшим из представителей не только
фламандской, но и вообще европейской живописи XVII стол., соединявшим в
своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло быть
унаследовано им от его предшественников. Изучая в первую половину своей
жизни образцовые произведения первоклассных итальянских мастеров эпохи
Возрождения, он брал от каждого из них и навсегда усвоил себе приемы и
качества, достойные подражания: от Тициана и П. Веронезе заимствовал
блеск и жизненность колорита, разыгрывая в своих картинах как бы целые
симфонии красок; от Микеланджело - мощность фигур и энергичность
движения, по преимуществу драматического; от Л. да Винчи и Рафаэля -
совершенство рисунка и ясность композиции; от Корреджо - пластичность
форм и искусство светотени; от всех вместе - постоянное стремление к
изучению натуры, каков ни был бы сюжет. Это стремление, вместе с
собственной любовью художника к действительности, было залогом его
быстрых успехов: от ученического копирования итальянских мастеров и от
подражания им в указанных отношениях он скоро перешел к самостоятельному
творчеству и, следуя принципам художников эпохи Возрождения, приковался
к натуре, как к неиссякаемому источнику вдохновения, стал или
воспроизводить ее с возможною близостью к ней (в портретах, охотничьих
сценах, пейзажах) или идеализировать ее на почве красоты, религиозного
чувства и поэтического вымысла (в религиозных, мифологических и
аллегорических картинах). Отсюда - субъективность и жизненность типов в
самостоятельных произведениях P., типов, носящих на себе яркую печать
фламандской национальности, нисколько не похожих на выводимые на сцену
итальянскими мастерами. Отсюда также - внутренняя сила и внешняя правда
компоновки сюжетов. Отсюда, наконец, поразительное богатство и
разнообразие содержания и оригинальность его трактовки, какими
отличается большинство картин Р. Вообще это был реалист, но в самом
высоком значении слова, отбрасывавший случайный мелочи природы и
воспроизводивший только типичные и прекраснейшие ее черты, - художник,
остававшийся всегда близким к действительности, даже в случаях ее
возвышенной идеализации в картинах на религиозные и мифологические темы.
Почти все произведения Р. были гравированы, и притом неоднократно;
многие из снимков с них исполнены под непосредственным его наблюдением,
при чем он сам нередко исправлял рисунок граверов, к числу которых
принадлежат: К. Галле, Сваненберг, Матам, И. Мюллер, П. Соутман,
Ворстерман, Понциус, В. и С. Бодьсверты, Вильдук, Иегер и др. - Ср. G.
Waagen, "Ueber d. Maler P. P. Rubens" (Б., 1864); G. van Hasselt,
"Histoire de P. R. " (Брюссель, 1840); A. Michiels, "R. et l'ecole
d'Anvers" (IL, 1877); Riegel, "Beitrage z. niderland. Kunstgeschichte"
(Б., 1882, т. 1); M. Rooses, "L'oevre de R." (Антверпен, 1886); его же,
"Geschichte d. Malerschule Antwerpens" (Мюнхен, 1889); Woltmann und
Wormann, "Geschichte d. Malerei" (т. Ill, Лпц., 1888); E. Fromentin,
"Les maitres d'autrefois" (П., 1876); С. Lemcke, "Kunst u. Kunstler
aller Zeit" (т. I, № XX, Лпц., 1877); Knackfuss, "Kunstler-Monographien"
(№ II, Лпц., 1894) и пр. А. А. С-в.
|