Россини (Gioachino Rossini) - знаменитый итальянский композитор (1792
- 1868), составивший эпоху в истории развития итальянской оперы, хотя
многие его оперы в настоящее время забыты. В молодости Р. занимался в
болонской консерватории у Станислава Маттеи и уже 16-ти лет дебютировал
кантатой: "Pianto d'armouia par la morte d'Orfeo". Изучение немецких
классиков, в особенности Гайдна, много повлияло на расширение кругозора
Р. в области гармонии и инструментовки. Карьеру оперного композитора Р.
начал в Венеции, в 1810 г., оперой-буфф: "La Cambiale di matrimonio".
Его деятельность делилась между Венецией и Болоньей: он сочинял от 4 до
5 опер в год, будучи связан заказами антрепренеров. В 1812 г. явился
первый опыт Р. в области opera-seria: "Ciro in Babilonia", поставленная
в Ферраре с большим успехом. Вскоре Р. получил доступ в La Scala, в
Милане, после чего его произведения завоевали самые видные сцены Италии.
В "Tancredi", имевшем огромный успех в Венеции, в 1813 г., видна уже
значительная зрелость. Обаятельность россиниевских мелодий, вследствие
их новизны и свежести, была чрезвычайно велика. Улыбышев, известный
биограф Моцарта, вспоминая о первом представлении "Танкреда", говорит,
что все до тех пор знакомое ему и любимое им, все, что он играл и пел,
было забыто; ему казалось, будто он в первый раз слышит музыку. В 1815
г. Р. переносит свою деятельность в Неаполь, законтрактованный
импресарио Барбайя. Знакомство с певицей Кольбран, которая впоследствии
стала его женой, имело большое влияние на направление деятельности Р.
Имея в виду драматический талант этой певицы, Р. перешел исключительно
на оперы драматические, почти закончив свое служение опере-буфф
знаменитым "Севильским цирюльником", который, после сомнительного успеха
на первом представлении (в 1816 г., в Риме), вскоре завладел вниманием
публики и с тех пор до нашего времени пользуется повсеместным и
неизменным успехом. Неиссякаемая творческая деятельность Р. продолжалась
с 1808 до 1829 г., когда P., поставив в Париже "Вильгельма Телля",
покончил с карьерой оперного композитора, имея только 37 лет от роду.
Города Италии, Вена, Лондон дали Р. славу и состояние, но Париж имел на
него самое благодетельное художественное влияние. С переселением Р. в
Париж, в 1824 г., начинается перемена в направлении его опер. Среди
виртуозного блеска прежних его произведений встречались лишь
эпизодически порывы истинного драматического дарования; теперь
колоратура отодвигается на второй план, уступая место сознательному
драматическому движению. Свою прежнюю оперу "Магомет" P., сознавая новые
условия, с которыми ему пришлось считаться в Париже, переделал; под
названием "Осада Коринфа" она была дана на сцене Большой оперы в 1826 г.
В смысле драматическом была переделана и опера "Моисей", данная там же в
1827 г.; затем следовала комическая опера "Граф Ори". "Фенелла" Обера и
оперы Спонтини сильно подействовали на P.: его "Вильгельм Телль"
представляет такую высокую ступень в области оперы, как музыкальной
драмы, до которой Р. никогда не доходил прежде, Замечательно, что это
капитальное произведение, занимающее и до сих пор видное место в ряду
самых выдающихся опер, было написано в шесть месяцев. Хотя опера эта
имела успех, но его нельзя назвать блестящим. На прекращение оперной
деятельности Р. повлияло и то обстоятельство, что июльская революция
1830 г. лишила его положения директора придворной музыки и генерального
инспектора пения во Франции, которым он пользовался при Карле X. Получая
жалованье в 20 тысяч франков, Россини считал себя нравственно обязанным
писать для королевской оперы. Охлаждение театральной администрации и
отчасти публики - с одной стороны; отсутствие принуждения к писанию
оперы - с другой, дали волю ленивой южной натуре P., в продолжение 21
года не знавшего покоя: он замолк и только изредка писал для своего
удовольствия и для своих друзей. Так появились "Stabat Mater" в 1841 г.,
"Tantum ergo" в 1847 г., месса в 1864 г. и несколько мелких вещей. В
1867 г. Р. написал для всемирной парижской выставки кантату: "Le chant
du Titan". Всего P. написал более 50 крупных произведений, светских и
духовных. Из них замечательны, кроме упомянутых выше, "Сорока-воровка"
(1817), "Ченерентола" (1817), "Семирамида" (1823). См. Giuseppe Carpani,
"Le Rossiniane ossia lettere musico-teatrali" (Падуя, 1824); Beyle (под
псевдонимом Stendhal), "Vie de Rossini" (П., 1822); Wendt, "Rossini's
Leben und Treiben" (Лейпциг); Escudier, "Rossini, sa vie et ses oeuvres"
(П., 1854); Nicolo Bettoni, "Rossini e la sua musica" (Милан, 1824);
Papillon, "Lettre critique sur Rossini" (Пap., 1823); Montazio, "G.
Rossini" (Турин, 1862); Azevedo, "Rossini, sa vie et ses oeuvres" (П.,
1865); Pougin, "Rossini; notes, impressions, souvenirs, commentaires"
(П., 1870); Silvestri, "Della vita e delle opere di Gioachino Rossini"
(Милан, 1874); Zanolini, "Biografia di Gioachino Rossini" (Болонья,
1875); Edwards, "Rossini's Life" (Лондон); Struth, "Rossini, sein Leben,
seine Werke und Charakterzuge" (Лейпциг); A. H. Серов, "Rossini"
("Journ. de St. Petersbourg", 1868, №№ 18 и 19) и на русск. яз. в IV т.
его "Критич. статей".
Н. Соловьев.
|