Рококо - название архитектурного и декоративного стиля,
образовавшегося во Франции во времена регентства (1715 - 23), достигшего
до полного развития при Людовике XV, перешедшего в другие страны Европы
и господствовавшего в ней до 1780-х годов. Стиль Р. был продолжением
стиля барокко или, точнее сказать, его видоизменением, соответствовавшим
жеманному, вычурному времени. Он не внес в архитектуру никаких новых
конструктивных элементов, но пользовался старыми, не стесняясь при их
употреблении никакими традициями и имея в виду, главным образом,
достижение декоративной эффектности. Отбросив холодную парадность,
тяжелую и скучную напыщенность искусства времен Людовика XIV и
итальянского барокко, архитектура Р. стремится быть легкою, приветливою
и игривою во что бы то ни стало; она не заботится ни об органическом
сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их
форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза,
избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и
орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях
этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или,
по крайней мере, замаскировываются фигурною отделкою; не проводится в
чистом виде ни один из установленных орденов; колонны то удлиняются, то
укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются
кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами;
высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с
сильно выдающимся вперед карнизом; крыши опоясываются по краю
балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещенными в некотором
расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или
статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии,
увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями
и другими подобными предметами; всюду, в обрамлении окон, дверей,
стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход
затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдаленно
напоминающих собою листья растений, выпуклых щитов, неправильно
окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов,
раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое
отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами,
на такую капризность, изысканность и обремененность своих форм, стиль Р.
оставил по себе много памятников, которые доныне прельщают своею
оригинальностью, роскошью и веселою красотою, живо переносящими вас в
любопытную эпоху румян и белил, мушек и пудренных париков (отсюда -
немецкие названия стиля: Peruckenstil, Zopfstil). Как на особенно
замечательные из этих памятников можно указать, во Франции, на
версальский дворец, в Германии - на дрезденский Цвингер, в России - на
петербургский зимний Дворец и нек. другие постройки талантливого гр.
Растрелли. Стиль Р. выразился блестящим образом также во всех отраслях
художественно-промышленных производств; с особенным успехом он
применялся в фабрикации фарфора, сообщая своеобразное изящество как
форме, так и орнаментации его изделий; благодаря ему, эта фабрикация
сделала, в свое время, огромный шаг вперед и вошла в большой почет у
любителей искусства. Ср. Schumann, "Barock und Rokoko" (Лпц., 1885);
Gurlitt, "Geschichte des Barockstils, des Rokokos und des Klassizismus"
(Штутг., 1886 - 88) и Dohme, "Barock- und Rokoko Architectur" (Б.,
1892).
С - в.
|