Розанов (Василий Васильевич) - современный философ, публицист и
критик, род. в Ветлуге в 1856 г., окончил курс в московском университете
по филологическому факультету, был учителем истории и географии в
брянской прогимназии, елецкой гимназии и бельской прогимназии; с 1893 г.
служит в центральном управлении государственного контроля.
Неудовлетворенный схемою университетских дисциплин, лишенных цельности и
последовательности, P., в обширном труде: "О понимании. Опыт
исследования природы, границ и внутреннего строения науки, как цельного
знания" (М. 1886), дает план возможного понимания или познания мира,
определенный изучением первоначального строения ума, которому
соответствует строение мира. Все познаваемое распределено в понимании,
содержится в его формах, но только еще закрытое, непознанное; понимание
завершает деятельность разума и дает ему успокоение. Всестороннюю
критику утилитаризма Р. дал в статье: "Цель человеческой жизни" ("Вопр.
филос.", 1892, кн. 14 и 15); эстетические воззрения Р. изложены в книге
"Красота в природе и ее смысл" (М. 1894), написанной по поводу взглядов
Вл. С. Соловьева. Гораздо больше внимания Р. посвятил философии истории.
в связи с запросами и требованиями современности. ("Религия и культура",
сборник статей, СПб.. 1899). Выступив на это поприще статьей: "Место
христианства в истории" ("Русский Вестн.", 1890, 1 и отд.), Р. примкнул
сначала к "Моск. Вед.", затем обнаружил довольно определенную
славянофильскую окраску в духе К. Н. Леонтьева и, наконец, выступил
решительным противником некоторых основных идей догматики. Статьи Р. о
браке (1898) были поворотным пунктом в этом отношении. Много было
сказано здесь такого, что повергало в неподдельное изумление как
единомышленников, так и противников Р. (по его мнению, напр., день
Ходынской катастрофы есть, вместе с тем, и счастливый день русской
истории). Нельзя не признать, однако, что встречающееся у Розанова
своеобразное освещение исторических. событий будит мысль неожиданными
параллелями и взглядами. То же самое следует сказать и о статьях его
педагогического содержания, собранных в книге: "Сумерки просвещения"
(СПб., 1899). Критикуя современный строй школы и воспитания, Р. находит,
что во всех борющихся системах воспитания нарушены три принципа
образования: принцип индивидуальности, требующий, чтобы как в
образуемом, так и в образующем была сохранена индивидуальность; принцип
целости, требующий, чтобы всякое входящее в душу впечатление не
прерывалось до тех пор другими впечатлениями, пока оно не окончило
своего взаимодействия с нею; наконец, принцип единства, состоящий в
требовании, чтобы образующие впечатления были все одного типа. В своих
порою блестящих и всегда крайне парадоксальных критических статьях Р.
занимался почти исключительно Достоевским и Гоголем: "Легенда о Великом
инквизиторе Ф. М. Достоевского, с присоединением двух этюдов о Гоголе"
(СПб., 1893) и "Литературные очерки", сборник статей (СПб., 1899). О Р.
cущeствует много полемических отзывов, из которых наиболее известна
статья Вл. С. Соловьева: "Порфирий Головлев о свободе и вере" ("Вест.
Европы", 1894 г., 2).
Я. К.
|