Рождество Христово - великий христианский праздник в воспоминание
рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуемый 25 декабря. Впервые об
этом празднике на Востоке упоминается у Климента Александрийского; он
совершался там 6 января под именем Богоявления (Epijanh), а на Западе
праздновался 25 дек., под названием Natalis. Во времена Иоанна
Златоуста, как видно из его беседы на день Р. Христова, и на Востоке
начали праздновать его 25 дек. Трудно сказать, почему именно зап.
церковь стала праздновать его в этот день, Некоторые стараются поставить
этот праздник в связь с Иудейской ханукой или римскими сатурналиями, но
эти предположения произвольны. Достоверен лишь тот факт, что 25 декабря
исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта); отсюда явствует
намерение привести эти даты в соответствие с обычным временем
плодоношения. В восточной церкви праздник Р. Хр. считается вторым по
Пасхе ("трехдневная пасха"), а на Западе он стоит даже выше Пасхи. А. Д.
К достойному празднованию Р. Христова верующие приготовляются
сорокадневным постом, известным под именем Рождественского или
Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом
посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу
церковному в этот день полагается употреблять в пишу сочиво, т. е.
сушеные хлебные зерна, размоченные водой. По обычаю православных
христиан, пост этого дня хранится до вечерней звезды. В V в. Анатолий,
патриарх константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские,
в VIII в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх
цареградский и др. написали для праздника Р. Христова многие священные
песнопения, которыми церковь и ныне прославляет празднуемое событие. Уже
в IV в. было определено, как праздновать навечерие праздника, если оно
случится в день воскресный (Феофила Александр. прав. 1-е). В навечерие
издревле совершаются царские часы, так называемые потому, что на них
положено возглашать многолетие царю, всему царствующему дому и всем
православным христианам. Во время часов церковь воспоминает
многоразличный ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Р.
Спасителя. После полудня совершается литургия Василия Великого, если
только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда
совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время; царские часы в
таком случае переносятся на предшествующий пяток. Всенощное бдение
начинается великим повечерием, на котором церковь свою духовную радость
выражает особенно пением пророчественной песни: "яко с нами Бог". В
православной церкви русской торжественность богослужения праздника
возвышается еще воспоминанием об избавлении России от нашествия галлов и
с ними двадесяти язык в 1812 г. Это воспоминание совершается в
благодарном молебном пении, после литургии. В пределах предпразднства и
попразднства праздник Р. Христова продолжается 12 дней. См. П. Лебедев,
"Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. Г. С.
Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной
церкви" (т. 1, СПб., 1882); прот. и. Никольский, "Пособие к изучению
устава богослужения правосл. церкви" (СПб., 1888); Ф. Смирнов,
"Происхождение и значение праздника Р. Христова". (Киев, 1883).
К кратким евангельским сказаниям о Р. Христовом многое прибавляют
апокрифы, легенды и народные духовные стихи. Наиболее важны в этом
отношении апокрифы Они оказали сильное воздействие на старинную
литературу и на иконопись. В апокрифах говорится о вертепе, бабке
Соломонии, бегстве Иосифа с Марией в Египет, избиении младенцев (см.
Пыпин, "Памят. стар. рус. литературы", III; Калитовский, "Матер. до
литер. апокр." и др.). В истории древнехристианской литературы и
искусства наиболее оставили следов древние апокрифические сказания о
присутствии в пещере, где родился Спаситель, вола и осла. Уже в
древнехристианских саркофагах являются осел и бык при Р. Христове. К IX
в. на Востоке и Западе пользуется огромной популярностью следующие
изображения Р. Христова: в горе пещера, в пещере ясли, в которых лежит
Христос: над Ним головы осла и быка. Богоматерь лежит на одре, лицом к
зрителю. Иосиф сидит внизу в раздумье или дремоте. Известно, как
традиционные осел и бык послужили великим итальянским художникам, напр.
Корреджио. В Чети-Минеях Димитрия Ростовского говорится, что к яслям
привязаны были вол и осел. Их привел Иосиф из Назарета. На осле ехала
Пресвятая Дева, а вола Иосиф привел на продажу, чтобы было чем уплатить
царскую подать и содержать себя в Вифлееме и в дороге. Эти бессловесные
животные, стоя при яслях, дыханием своим согревали Младенца от зимней
стужи и таким образом служили Владыке и Творцу своему. Этот рассказ из
Чети-Миней проник в народ и в духовных стихах и легендах малорусского
народа передается почти дословно. Научная литература предмета - у акад.
Веселовского, в "Сборн. Акад. Наук", 1891 г., Потебни во II т. "Объясн.
малор. и срод. песен", Сумцова - в "Очерк. ист. южнор. апокр. сказ. и
песен", "Этнограф. Обозрения" (см. по указателям Куликовского, 1 - XVI,
36; XVI - XXXI, 49).
|