Рибера де (Хосе de Ribera, 1588 - 1856), прозванный в Италии
Спаньолетто - испанский живописец и гравер, род. в Хативе (ныне
Сан-Фелипе), в Валенсийском королевстве, сперва учился у Фр. де
Рибальты, а потом переехал в Рим, где развился под влиянием Микеланджело
да Караваджо. Не смотря на то, что Р. имел случай познакомиться с
произведениями Рафаэля, Карраччи и Корреджо и даже изучать их, манера
письма и натуралистические тенденции Караваджо пришлись настолько ему по
вкусу, что после нескольких работ, исполненных в духе вышеназванных
живописцев, он окончательно примкнул к Караваджиевской школе.
Переселившись в Неаполь, Р. очень быстро достиг здесь большой
известности своими полными силы и мрачными по настроению сценами мучений
святых. Здесь им была написана только одна картина в более спокойном
стиле - известное "Снятие со креста" (в церкви С. Мартино, в Неаполе).
Картины Р. отличаются мастерским письмом, оригинальностью композиции и
превосходной светотенью; не смотря на эти достоинства, они, однако, не
удовлетворяют эстетического вкуса нашего времени вследствие ярко
проявляющейся в них натуралистической тенденции мастера, нередко
впадающего в утрировку возможного в действительности. Особенно
покровительствовали Р. неаполитанский вице-король, герцог Осуна,
возведший художника в звание своего придворного живописца, а также
монахи, по заказу которых им было написано немалое количество картин. В
1630 г. Р. был избран в члены римской академии св. Луки. По преданию, он
отличался в высшей степени мрачным, завистливым и мстительным
характером; напр. говорят, что когда в Неаполь прибыли живописцы Гвидо
Рени, Гесси и Доменикино, он, вместе с Караччоло и Коренцио, своими
преследованиями принудил их оставить этот город. Под влиянием Р.
развились Лука Джордано, Фальконе и Сальватор Роза. Из произведений Р.
наибольшей известностью пользуются: "Сон Иакова", "Мучение Св.
Варфоломея", "Пресвятая Троица" (в мадридск. музее), "Поклонение
Пастырей" (в Луврск. музее, в Париже), "Мучение св. Лаврентия", "Св.
Мария Египетская" (в дрезденск. галерее), "Снятие со Креста" и "Смерть
Сенеки" (в мюнхенской пинакотеке). В Имп. Эрмитаже находятся 5
несомненных картин Р.: "Св. Севастиан" (№ 330), тот же святой (№331).
"Св. Иероним, внимающий звуку небесной трубы" (№ 333), "Св. Иероним в
сирийской пустыне" (№ 332) и "Св. Прокопий богемский" (№ 334). Р.
известен также как гравер, исполнивший 26 листов, из которых лучшими
считаются: "Бахус с двумя сатирами" и портрет Дона Хуана Австрийского.
А. А. С - в.
|