Речитатив - вокальная музыкальная форма, не подчиненная
симметрическому ритму, род певучего разговора. Есть фразы, которые, по
избытку чувства, требуют именно P.: более развитая музыкальная форма
была бы здесь неестественна (напр. "О горе", "О радость", "О Господи").
Р. есть речь, доведенная до высшей степени выразительности, благодаря
точному, определенному музыкальному ритму, а также точному обозначению
подъема и падения голоса. По мере того как текст Р. становится более
лиричным и форма его расширяется, получая более содержательности в
музыкальном отношении, Р. бывает троякого рода: 1) сухой (secco), 2)
размеренный (a tempo), 3) певучий (ариозное пение). Во всех трех родах
правильная, осмысленная декламация имеет большое значение. Сухой Р.
имеет размер в четыре четверти. Аккомпанемент состоит из отрывистых
аккордов без фигур и не выражает настроения; а только служит для
указания певцу тональности и для подчеркивания знаков препинания.
Аккорды берутся преимущественно там, где в Р. есть перерыв. Иногда в
промежутке между двумя фразами, имеющими перерыв, вставляется короткий
ритурнель с фигурою, выражающий настроение. Такой Р. имеет очень мало
мелодического содержания. На каждый слог текста требуется только один
звук. Форма такого Р. неопределенная и находится в полной зависимости от
текста. Певцом он исполняется свободно, не в темп. Чередование
тональностей произвольное, но все же не следует делать слишком частых и
резких модуляций в отдаленные тональности. Перемена тональности
соответствует перемене мысли в тексте. Если в такте Р. нет аккордов, то
капельмейстер не выбивает четыре четверти, а дает только один взмах.
Вокальная партия такого Р. пишется для голоса центрально, т. е. в
среднем регистре, выходя из него (вверх или вниз) лишь в моменты
сильного драматического настроения. Р. размеренный (a tempo) бывает в
различном счете - 4/4, 3/4 и пр. Во время пения Р., не особенно богатого
мелодией, аккомпанемент идет сплошь, в виде аккордов, выдерживаемых или
исполняемых тремоло. Проведенного мотива, т. е. рисунка, в таком
аккомпанементе нет. Форма неопределенная, чередование тональностей
произвольное. На каждый слог приходится одна нота. Исполняется такой Р.
в темп и дирижируется сплошь. Певучий Р. (ариозное пение) - наиболее
развитая форма Р. Вокальная партия отличается здесь мелодическим
содержанием. На один слог слова могут приходиться иногда два и более
звука. Как и предыдущий, этот Р. не стеснен модуляционным планом. Форма
свободная. Р. может оканчиваться в другой тональности и не подчиняется
требованиям округленной формы. Музыкальное содержание аккомпанемента, в
сравнении с предыдущими Р., богаче как в гармоническом. так и в
ритмическом отношении; в нем проводится фигура (мотив). Цель
аккомпанемента - выражение настроения. Пение, имеющее округленность и
большую законченность, но лишенное коленного склада, называется ариозо.
Для ариозного пения требуется текст с лирическим содержанием. В
вокальной музыке часто пользуются смешением трех промежуточных родов Р.,
переходя от одного к другому. Для всех Р. может служить текстом проза,
но лучше пользоваться белыми стихами. Н. С.
|