Рембрандт ван Рейн (Rembrandt van Rijn) - великий голландский
живописец и гравер, сын мельника Гармена Герритса и Нелтье Виллемсдохтер
ван Рейн, род. 15 июля 1606 г. в Лейдене. Во время появления Р. на свет
дела его отца находились в цветущем положении, что позволило ему дать
своему четвертому сыну более тщательное образование, чем то, какое
получили старине сыновья, сделавшиеся ремесленниками. Р. поступил в
латинскую школу, с тем, чтобы впоследствии перейти в лейденский
университет. Но школьные занятия не удовлетворяли Р.; он учился плохо, и
в конце концов Гармен ван Рейн должен был уступить желанию своего сына
сделаться живописцем. Первым учителем, к которому отец отдал Р., был
Якоб ван Сваненбюрх, весьма посредственный живописец, но, как человек,
побывавший и работавший в Италии, пользовавшийся у своих
соотечественников большим уважением. Пробыв в мастерской этого художника
около трех лет, Р. переехал в Амстердам и поступил там в ученье к Питеру
Ластману, ученику Адама Эльсгеймера. Этот наставник оказал на Р.
довольно значительное влияние и, по-видимому, научил его также
гравировальному искусству. В 1623 г. Р. возвратился на родину, и, по
всей вероятности, в 1628 г., был уже вполне готовым художником; по
крайней мере известно, что в это время он уже имел ученика, а именно
знаменитого впоследствии Герарда Доу. Первые известные картины Р.
относятся к 1627 г. Большое число работ, исполненных им в этот период
его жизни, свидетельствует о неустанном труде, с каким старался он
совершенствоваться. Все окружающее доставляло ему модели, главным же
образом он пользовался для своих эскизов, картин и гравюр лицами своих
близких и своим собственным. К этому времени относятся многочисленные
портреты его самого, матери, отца, а также изображения подмеченных им
уличных типов и сцен. При этом Р. работал также и по заказам посторонних
лиц, что доказывает, между прочим, хранящийся в кассельской галерее и
помеченный 1630 г. портрет мужчины с двойной золотой цепью на шее. В
1631 г. Р. переселился в Амстердам, и с тех пор лишь изредка навещал
свой родной город. В Амстердаме он очень быстро достиг известности;
однако, несмотря на массу заказов, он не переставал работать единственно
с целью своего усовершенствования, рисуя с натуры и гравируя интересные
типы, которые попадались на каждом шагу в еврейском квартале города. В
эту пору жизни Р. им были написаны: "Урок Анатомии" (1632, нах. в
Гааге), портрет Коппеноля (нах. в Касселе) и эрмитажный портрет
каллиграфа (1631 г. №808). В 1634 г. Р. женился на Саскии ван Юленборх,
дочери ученого юриста. Этой женитьбой открывается самая счастливая пора
его жизни: он пользуется материальным благосостоянием, избытком заказов
и нужной привязанностью своей молодой супруги. Саския часто фигурирует в
рембрандтовских произведениях этого периода, причем черты ее лица
встречаются не только в портретах, но и в других картинах и гравюрах.
Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: - "портрет
невесты P." (в кассельск. гал.), "Портрет Саскии" (в дрезд. гал.) и "Р.
с его женою" (там же). Однако, счастье и довольство выпали на долю
гениальному мастеру не надолго. В 1642 г. Саския скончалась; от
семилетнего брака у нее было четверо детей, из которых только один сын,
Титюс, пережил свою мать. С этой поры обстоятельства Р. изменяются к
худшему; хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки
Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс, от которой родилась у него дочь,
но материальное благосостояние его пошатнулось вследствие овладевшей им
страсти к коллекционерству художественных предметов и редкостей. Он
тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен
несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и
переселиться в гостиницу. Чтобы помочь своему сожителю, Гендрикие,
вместе с его сыном основала компанию, для торговли картинами, эстампами,
гравюрами на дереве и всевозможными редкостями. Несмотря на то, дела Р.
шли все хуже и хуже, особенно после кончины Гендрикие, около 1661 г.
Чрез семь лет умер и сын художника, Титюс. Очутившись в тяжелом
материальном положении, Р. не терял, однако, энергии, много работал, и
все-таки, при всем своем трудолюбии, не мог выйти из стесненных
обстоятельств. Причиной тому было то, что вкусы публики в это время
изменились, и широкое, сочное письмо Р., его прием трактовать освещение,
сосредоточивать освещение в одном пункте и оставлять остальные части
картины в тени и полутени, перестали нравиться любителям искусства,
которые стали увлекаться тщательно исполненной, светлой живописью. Р.
ум. в крайней бедности, в первых числах октября 1669 г. В
противоположность близорукому суду современников этого мастера, приговор
потомства поставил его на высокое место в истории искусства. Р. - самый
характерный представитель голландской школы живописи; в его творчество
наиболее полно и всесторонне отразились тенденции этой школы, и
благодаря необычайному гению, которым наделила его природа, произведения
его являются как бы синтезом всей северной живописи. По своему
миросозерцанию, Р., прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты
все его работы, вне зависимости от того, из какой области он черпает для
них сюжеты. Даже в таких изображениях, как мифологические, Р. не
отрешается от действительности, представляет себе греческих богов и
богинь в виде современных ему голландцев и голландок (как напр. в
эрмитажной "Данае"). Еще более того: в некоторых картинах подобного
рода, он как бы старается отринуть от себя всякое представление о
присущей античным богам красоте форм, и умышленно вдается в некоторую
карикатурность (напр. "Ганимед" дрезденского музея). Что касается до
картин Р. на религиозные темы, то хотя и в них он остается верен
реалистическому направлению и одевает фигуры в костюмы своего времени,
однако, в этих произведениях ярко выражается теплое и благоговейное
чувство, как напр. тогда, когда художник олицетворяет Спасителя,
Богоматерь, учеников и последователей Христовых ("Снятие со Креста" в
эрмит. гал., 1634; "Христос с учениками на пути в Эммаус", в луврск.
муз., 1648: гравюра "Христос исцеляет больных"; "Поклонение волхвов", в
букингемск. дв., 1657, и др.). Портреты Р., в свою очередь, также
реалистичны в высшей степени, не только точно передают внешние черты, но
и выражают внутренний характер изображенных лиц, весь их нравственный
облик, их национальность, род их деятельности. Последний особенно ярко
подчеркивается аксессуарами, которые художник подбирает, сообразуясь с
профессией представленного персонажа (Эрмитаж. "Каллиграф", гаагский
"Урок анатомии", амстердамская "Гильдия ткачей"). Независимо от присущей
рембрандтовским работам жизненности и совершенно особенных, только
одному этому мастеру свойственных технических приемов, о которых будет
сказано ниже, произведения Р. отличаются гениальной композицией. В его
картинах и гравюрах, все имеющее существенное значение выдвигается, тем
или иным способом, на первый план, и главные действующие лица
характеризуются так тонко, что у зрителя не остается никаких недоумений
относительно содержания изображаемой сцены. Что касается до рисунка, то
Р. далеко не всегда гонится за его правильностью, иногда он прямо
умышленно вдается в преувеличения, с очевидною целью усилить
впечатление; зато его рисунок, подобно композиции, всегда в высшей
степени выразителен. Главная отличительная особенность рембрандтовского
колорита
- отсутствие красочности - замечается как в ранних, так и в
позднейших его работах; ни в одной из его картин нет тех красок, какими
блещут произведения итальянских мастеров или, например, работы главы
фламандской школы - Рубенса. Внимание Р. обращено главным образом на
передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на
недосягаемой высоте. В его картинах изображенное представляется как бы
окутанным воздухом, и игра света в этой насыщенной им атмосфере
производит поразительные эффекты. Ставя себе задачей преодолевать
трудности передачи того или другого светового эффекта, Р. нередко
воспроизводить освещение настолько фантастическое и искусственное, что
дает ученым повод спорить о том, при каком свете - дневном или ночном -
происходить та или другая изображенная им сцена (например, известная
картина амстердамского музея: "Ночной дозор"). Обыкновенно Р.
распределяет свет таким образом, что главное по значению лицо или
главная группа картины находится в наиболее сильном свете (напр. в
"Уроке анатомии"), световые же рефлексы от этой главной группы
распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары, и,
наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке,
полном воздушности. Впечатление, производимое таким гениальным
распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные
части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и
сочно, иногда только намеками. Мастерство в области передачи света и
тени вырабатывалось у Р. постепенно. В своих первых, по времени, работах
Р. старался изображать природу в том виде, как она ему представлялась,
без погони за световыми эффектами, хотя уже и в эту пору в его творениях
проскальзывают намеки на будущую рембрандтовскую светотень (напр. "Св.
Павел в темнице", 1627, в штутгартской галерее). До наивысшего развития
светотень, а вместе с тем и другие достоинства кисти Р., достигают в
среднюю пору его деятельности. Как уже было сказано выше, житейские
невзгоды, постигшие художника, не могли не отозваться на его творчестве.
В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства,
прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми; свет
утрачивает свою интенсивность, кисть делается менее сочной. Однако,
такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Р. снова стад
производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще
большие свободу и ширину; так например в 1661 г. им были написаны:
знаменитые "Синдики гильдии ткачей" (наход. в Амстердаме) и "Возвращение
блудного сына" (имп. Эрмитаж, № 797), а в 1682 - "Еврейская невеста" (в
амстердамском музее). Многочисленные гравюры Р. отмечены теми же
достоинствами, как и его картины: характерность рисунка, мастерская
передача трудных световых эффектов, свободный, уместно тонкий или
энергичный ход гравировальной иглы - отличительные качества P., как
гравера. Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком
большой труд; достаточно будет сказать, что его творческая мысль
проникала во все сферы человеческого бытия; портреты, сцены из
современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и
исторические сюжеты - все это занимало художника. Однако,
преимущественною его любовью пользовались темы из Библии и Евангелия,
как более соответствовавшие протестантскому мировоззрению великого
мастера. С особенным интересом и наиболее часто он обращался к истории
страданий Спасителя, которые трактовал в картинах и гравюрах, полных
христианского чувства. Произведения Р. высоко ценятся любителями
искусства; обладание ими составляет гордость всякого музея; всех других
картинных галерей богаче ими Императорский Эрмитаж, в котором
насчитываются 42 картины Р. Великий мастер оказал огромное влияние на
всю голландскую живопись; главные из его непосредственных учеников - Ф.
Боль, Г. Флинк, Г. ван ден Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф.
де Конинк. С. ван Гогстратен, Я. Бакер, Я. де Вет, В. де Портер, Ю.
Овенс, А. Вердаль и Дрост. Ср. Схельтема, "Redevoering over het leven en
de verdiensten van R. Van Rijn" (Амстердам, 1853; по-франц. П., 1866);
Восмар, "R., sa vie et ses oeuvres" (2 изд., Гаага, 1877); Э. Фромантен,
в "Les maitres d'autrefois" (3 изд., 1877); Боде, "Studien zur
Geschichte der hollandischen Malerei" (Брауншвейг, 1883); Блан,
"L'oeuvrede R." (H., 1880, 371 л.); Дютюи, "L'oeuvre complet de R."
(около 368 л.; там же, 1883); Д. А. Ровинский, "Полное собрание гравюр
P." (1000 фототипий, СПб., 1890); Э. Мишель, "R., sa vie, son oeuvre et
son temps" (П., 1893): Ф. Зейдлиц, "Rembrandts Radierungen" (Лпц.,
1894); его же, "Kritisches Verzeichniss der Radierungen R." (там же,
1886); анонимного автора, "R. als Erzieher"; Кнакфус, "Rembrandt" (в
"KunstIermonographien"; русск. перев., СПб., 1890); Боде, "Oeuvre
complet de R." (вышли в свет I и II тт., П.). А. А. Сомов.
|