Ратуша - учреждена Петром I в 1699 г. в Москве под назван
бурмистерской палаты, которая в том же году (17 ноября) переименована в
Р. Она ведала торговых и промышленных людей и посадских всего
государства в "расправных, челобитных и купецких делах", а также в сборе
государевых доходов, поборов и пошлин. Главная цель Петра при учреждении
Р. заключалась в увеличении казенных сборов с промыслов и торговли и в
уничтожении бывавших при взимании налогов злоупотреблений воевод и
приказных людей. Этой цели Петр хотел достигнуть заменой приказных людей
выборными: членами Р. были избираемые населением бурмистры. Р. заменила
собою все приказы, ведавшие торговых людей; ей были подчинены городовые
земские избы, чрез нее шли также все указы, касавшиеся
торгово-промышленного населения России. Для Москвы она заменяла земскую
избу. Злоупотребления, однако, продолжались по-прежнему; круг действий
Р. скоро, поэтому, был сокращен и сборы, не имевшие непосредственного
отношения к торговле и промышленности посадского населения, переданы в
ведение других учреждений. В 1705 г. была учреждена должность ратушского
инспектора с товарищи; ему предписано было рассмотреть Р. московскую "со
всеми ее околичностями" и города, которые можно, "вместе с Москвою также
осмотреть"; он был уполномочен, "если кто явится в каком воровстве, и на
те места выбирать бурмистров немедленно иных". Разделение России на
губернии в 1708 г. и введение губернских учреждений лишило московскую Р.
значения центрального учреждения; она продолжала существовать, но имела
значение исключительно местного учреждения. - В 1728 г. были учреждены
по городам городовые Р., вместо упраздненных магистратов. В Германии
ратуша (Rathaus, тоже что франц. Hotel de ville или англ. Town-hall,
Guild-hall) - дом, где находятся городские власти. Уже в средние века Р.
являлась признаком городского самоуправления и независимости. Более или
менее богато украшенная и сооруженная Р. с давних пор указывала на
большее или меньшее богатство и могущество города. Из старинных Р.,
сооруженных в готическом стиле, особенно известны Р. в Брауншвейге,
Бреславле, Ганновере, Геттингене, Любеке, Торне. Выдающиеся Р.,
сооруженные в эпоху Возрождения - в Аугсбурге, Бремене (отчасти в
готическом стиле), Кельне, Лейпциге, Нюрнберге, Падерборне. Из Р.,
выстроенных в последнее время, отличаются великолепием Р. в Берлине,
Гамбурге, Мюнхене, Вене, Висбадене.
Санти - или Санцио (Реффаэло Santi, Sanzio) - один из величайших
художников всех времен и народов, род. в Урбино, столице маленького
итал. герцогства, 28 марта 1483 г. Первое знакомство с живописью он
получил под руководством своего отца Джованни С. и, по-видимому,
одновременно с его уроками, пользовался наставлениями малоизвестного, но
способного умбрийского живописца Тимотео Вити. На 16-м году своей жизни,
Рафаэль был отдан в ученье к Пьетро Ваннучи. прозванному Перуджино,
стоявшему во главе умбрийских живописцев. В мастерской этого художника
он усвоил все лучшие особенности его стиля, главным образом его
характерное для всей умбрийской школы стремление к выразительной,
поэтичной трактовке сюжетов в соответствии с нежной гармоней красок и
благородством форм. Самых ранних, юношеских картин С. известно три:
"Архангел Михаил, поражающий сатану" (в Луврск. Музее, в Париже),
"Сновидение рыцаря" (в лондонск. национ. гал.) и "Три грации" (в
собрании герц. Омальского, в Шантильи). К раннему периоду творчества С.
относится значительное число рисунков, важнейшее собрание которых, так
назыв. "Книга эскизов", хранится в венецианской академии худ. Немного
более поздними, но принадлежащими несомненно умбрийскому периоду С.,
надо признать его картины: "Мадонна Солли" (в берлинск. музее), "Мадонна
со св. Иосифом и Иеронимом" (там же) и "Мадонна Конесталибе" (в Имп.
Эрмитаже) - произведения, исполненные совершенно в духе умбрийской школы
и близкие по стилю к работам Перуджино. По окончании своего ученья у
этого последнего, в 1502 г., С. написал алтарную икону, изображающую
небесное коронование Богородицы (нах. в Ватикане; эскизы для нее в
разных музеях), произведение, ясно свидетельствующее о том, что
гениальный ученик уже тогда оставил учителя далеко за собою как в
совершенстве создания форм, рисунке и композиции, так и в выражении
внутренней жизни и сообщении красоты всему целому. Превосходство С. над
Перуджино видно и в ближайшей к этой по времени знаменитой картине
"Обручение Пресв. Девы со св. Иосифом", известной под названием "Io
Sposalizio" (нах. в миланск. гал. Брера). Здесь С., близко
придерживаясь, в отношении композиции, картины своего бывшего учителя на
ту же тему, достигает во всех отдельных фигурах гораздо большей,
сравнительно с ним, красоты и жизненности. В 1504 г. молодой художник
переехал из Перуджии во Флоренцию, где в то время уже находились
Леонардо да Винчи и Микеланджело, и начинает работать под новыми,
отличными от прежних влияниями. Он усердно изучает в церк. C.
Mapия-дель-Кармине превосходные произведения Мазаччо, флорентийского
мастера, справедливо славившегося необыкновенно жизненной правдой
изображений, и увлекается его глубоким реализмом. Сильное и благотворное
влияние оказывает на Р. и Леонардо - влияние особенно ярко отражающееся
в портретах, вышедших в ту пору из под кисти P., каковы напр. портреты
Аньоло Дони и его жены, Маддалены (в гал. Питти, во Флоренции). В 1506
г. Рафаэль пишет, в пандан к "Арх. Михаилу", небольшую картину для
герцога Гвидобальдо Урбинского "Св. Георгий убивает дракона" (ныне в
Имп. Эрмитаже), а в 1506-8 гг. создает целый ряд замечательных по
красоте изображений Богоматери с Младенцем Христом на руках, каковы
"Великогерцогская Мадонна" (М. del Gran Duca, в гал. Питти, во
Флоренции), "Мадонна Николини" (в собрании лорда Купера, в Англии),
"Мадонна дома Темпи" (в мюнх. пинакот.), "Мадонна Орлеанского дома" (в
колл. герц. Омальского), "Мадонна дома Колонна" (в берлинск. муз.) и
др.; кроме того, он исполняет более сложные картины такого рода, в
которых к Богородице и Христу прибавляется младенец Иоанн Креститель:
"Мадонна со щегленком" (в гал. Уффици, во Флоренции), "Мадонна в зелени"
(в венском музее), "Прекрасная садовница" (в Луврск. муз., в Париже) и
пр. Все эти Мадонны полны необычайной прелести; к достоинствам
предшествовавших произведений P., изяществу форм и нежности красок, в
них присоединяются особенная свежесть и одушевленность, явившаяся
вследствие изучения художником флорентийских мастеров, а еще больше чрез
непосредственное изучение натуры, как на то указывают многочисленные
этюды и эскизы этих картин. К флорентийскому периоду Р. относится также
несколько "Св. Семейств", композиция которых состоит не из трех, а из
большого числа фигур; таковы "Св. Семейство с ягненком" (мадридск.
муз.), "Св. Семейство под пальмой" (лонд. нац. гал.), "Мадонна дома
Каниджани" (в мюнх. пинак.) и др. Осенью 1508 г. Р. перебрался в Рим,
куда, по рекомендации знаменитого Браманте, строителя тамошнего собора
св. Петра, пригласил его папа Юлий II, для которого в это время
Микеланджело работал над фресковой росписью потолка Сикстинской капеллы
в Ватиканском дворце. По приезде Р. в вечный город папа поручил ему
украсить фресковыми картинами нисколько зал того же дворца, известных
под названием "Станц"- (stanza - комната). Усердно принявшись за эту
работу, великий художник в течение двенадцати лет исполнил ее с
удивительным искусством. В первой из этих зал, в
"Станце-делла-Сеньятура", потолок украшен большими аллегорическими
фигурами богословия, философии, юриспруденции и поэзии, олицетворяющих
собою четыре духовные силы-религию, науку, право и красоту, которые были
двигательницами итальянского Возрождения; возле них по четырем углам
потолка представлены "Грехопадение Адама и Евы", "Суд Соломона", "Победа
Аполлона над Марсием- и аллегория астрономии. Сами стены залы заняты
большими, сложными по композиции картинами, изображающими "Спорь о
таинстве Евхаристии" (La Disputa), "Философскую школу Афин", "Императора
Юстиниана, вручающего пандекты своему министру" и "Парнас с собранием
знаменитых поэтов в присутствии Аполлона и муз". Столь же роскошно
украшена живописью и вторая зала, "Станца дель Элиодоро". На ее потолке
написаны разные сцены из ветхозаветной истории, а на стенах
многофигурные композиции, изображающие "Чудо, открывшееся одному
священнику во время обедни в Больсене", "Изгнание сирийского полководца
Элиодора из Иерусалимского храма", "Освобождение Рима от нашествия
Аттиллы и гуннов через заступничество ап. Петра и Павла" и "Освобождение
ап. Петра из темницы ангелом". В "Зле пожара" (Stanza dell'Incendio)
потолок был расписан еще раньше, учителем P., Перуджино; ее стены заняты
четырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва
III и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап,
Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии над
сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою Льва
IV. Во всех этих картинах, самому Р. принадлежит только композиция;
исполнены они лучшими из его учеников. Наконец, в последней зале в
"Станце диКонстантино", все четыре стенные картины писаны учениками Р. и
только одна из них, "Битва имп. Константина и христиан с язычниками",
компонована им самим. В живописи ватиканских зал, артистический гений
великого художника выказывается в полном объеме и ярком блеске. Смотря
на эти фрески, поражаешься умением Рафаэля справляться с весьма сложными
композициями, при всей многочисленности выводимых на сцену фигур
группировать их ясно и стройно, подобно тому, как в лучших античных
рельефах и мозаиках. Формы человеческого тела, обнаженного или
прикрытого одеждой, идеально прекрасны и, вместе с тем, реально
жизненны. Как внешние, так и внутренние человеческие движения переданы
сильно, выразительно и естественно; рисунок, невзирая на огромный размер
изображений, отличается такими же точностью, плавностью и изяществом,
какие мы находим в небольших, станковых картинах Рафаэля, относящихся к
той же эпохи его творчества. Одновременно с работами над росписью
ватиканских зал, из под его кисти вышел ряд менее крупных произведений
разнообразного содержания. Из них, прежде всего, укажем на портреты папы
Юлия II (в гал. Питти и Уффици, во Флоренции), молодой женщины (будто бы
Форнарины, в палаццо Барберини, в Риме), пожилого человека (в Имп.
Эрмитаже), Биндо Альтовити (в мюнхенской пинакотеке) и др.; затем
упомянем о ряде изображений Богородицы, то одной, с Младенцем-Христом на
руках, то представленной среди более или менее сложной композиции, в
сопровождении других фигур, каковы напр. знаменитая Мадонна делла-Седия
(в гал. Питти), Альбская М. (в Имп. Эрмитаже), М. с диадемой (в Луврском
Музее), М. Альдобрандини (в лондонской национальной гал.), М.
делла-Тенда (в мюнхенской пинакотеке), М. дель-Дивино-Аморе (в
неаполитанском музее), М. дель-Пеше (в мадридском музее), М. ди-Фулиньо
(в ватиканской гал., в Риме) и некотор. др. В 1519 г., учениками
Рафаэля, по его рисункам, были богато украшены разнообразной росписью
потолок и стены так назыв. "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками,
открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из
залы Константина в другие покои Ватиканского дворца. На сводах потолка
написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов (так наз. библия Рафаэля),
окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными
арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную
живопись древних римлян. Точная копия этих лож - в Имп. Эрмитаже.
Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по
красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св.
апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в
Брюсселе драгоценные ковры (arazzi) для украшения нижней части стен в
Сикстинской капелле Ватиканского дворца. Более поздние повторения этих
ковров, вышедшие из той же брюссельской фабрики, можно видеть в
берлинском, дрезденском и мадридском музеях; уцелевшие семь картонов
хранятся в лондонском кенсингтонском музее. Из произведений последнего
периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в
римской вилле Фарнезине, на темы классической мифологии: здесь, в целой
серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией
красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного
античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об
Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей
триумф нимфы Галатеи. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие
картины масляными красками, между прочим несколько превосходных
портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее),
неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata") в
гал. Питти), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.;
большое "Несение Креста" (в мадридской гал.), образ св. Цецилии с
четырьмя другими святыми (в болонской пинакотеке) и пр.; наконец,
прелестнейшее из олицетворений Пресвятой Девы, созданных художником,
всесветно знаменитая "Сикстинская Мадонна" (в дрезденской гал.) -
произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской
живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в
христианском искусстве. Самой последней, предсмертной работой Рафаэля
было "Преображение Господне" (в ватиканском музее); великий художник
успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено
в ней его учениками, уже после его кончины. Он умер в Риме, 6 апреля
1520 г. Как живописец, С. - по выражению его первого биографа,
Вазари-принадлежал к числу тех немногих избранников неба, в личности
которых оно совмещает бесконечное богатство своих духовных даров,
обыкновенно распределяемых им по частям и в течение долгого времени
между многими индивидуумами. Действительно, творчество С. может
считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобретений
человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества
художников за всю эпоху итальянского Возрождения. Будучи наделен от
природы горячей любовью к прекрасному и глубоким чувством телесной и
духовной красоты, обладая, при мягком, симпатичном характере, закаленным
трудолюбием, побуждавшим его работать непрестанно, владея необычайным
уменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие формы, он, не смотря на
непродолжительность своей жизни, оставил после себя громадное количество
произведений, в которых постепенно переходил от превосходного по
сочинению и исполнению к еще более совершенному, пока не достиг,
наконец, такого пункта в области воплощения идеала красоты, дальше
которого не ушел никто из живописцев времен Возрождения. Усердно изучая,
с одной стороны, живую натуру, а с другой - произведения своих великих
современников и предшественников, С. далеко опередил этих последних и
соединил в своем творчестве драгоценнейшие из достигнутых ими
результатов, слил воедино их лучшие качества на основе полной гармонии
между красотою формы и возвышенностью содержания. В этом - его великое
преимущество пред другими живописцами эпохи Возрождения, из которых
каждый разрабатывал по преимуществу какую-либо одну сторону искусства; в
этом - причина неувядаемой славы С., пережившей уже пять столетий, не
смотря на все происходившие в это время перемены во вкусах народов и в
направлении искусства. Необычайное дарование С. проявилось не только в
живописи, но и в двух других отраслях искусства - в зодчестве и ваянии.
До какой степени был он сведущ по части архитектуры - свидетельствуют
изображения зданий во многих из его фресок; не довольствуясь подобным
выражением своих архитектонических концепций, он осуществлял некоторые
из них в действительности. По его планам и чертежам сооружены, отчасти
под его личным наблюдением, отчасти другими архитекторами, маленькая, но
изящная церк. С.-Элиджио-дельи-Орефичи, вилла Мадама, конюшенное здание
Киджи, палаццо Видони, более несуществующий ныне палаццо дель-Аквила, в
Риме, и великолепный дворец Пандольфини, во Флоренции. Вместе с
Браманте, он трудился над постройкой в Ватиканском дворце лож, выходящих
на двор св. Дамаза, и, будучи, по смерти Браманте (в 1514 г.), назначен
строителем Петровского собора, сочинил проект трехнефного продольного
корпуса этого храма, с красивым мотивом обхода вокруг хора, впоследствии
подвергшийся, однако, существенному изменению. Неизвестно, произвел ли
С. собственноручно хоть одну скульптурную работу, но не подлежит
сомнению, что он делал рисунки и модели для подобных работ. По его
композициям исполнены мраморные статуи Мадонны дель-Сассо, стоящая над
его гробницей в римском Пантеоне, пророка Иона, находящаяся в церк.
C.-Mapиa-дель-Пополо, в Риме, и мертвого мальчика, несомого дельфином,
принадлежащая Имп. Эрмитажу. Из многочисленных учеников и помощников С.
назовем Дж. Романо, Дж. Фр. Пеини. Пеллегрино да-Модена, Перино
дель-Вага и Раф. даль-Колле. Строгие последователи своего учителя при
его жизни, они стали, после его кончины, гнаться за одной лишь внешней
красотой форм, утратили его одушевление и чувство меры, вдались в
холодную манерность.
А. Миронов Рафинирование (от латин. finis - конец) -
фабрично-заводские процессы, благодаря которым продукт получает
окончательную очистку или отделку напр. в металлургии, в сахарном
производстве и пр. При очистке селитры вместо названия Р. употребляют
"литрование".
|