Рай (по евр. закрытый сад). Различаются два Р.: 1) "земной", "Р.
сладости", насажденный самим Богом для первых людей и находившийся, по
выражению книги Бытия, "на востоке" (от того места, где написана эта
книга, т. е. вероятно - Палестины), в стране Эдемской. Мнения о том, в
каком именно месте находился этот Р., различны. При описании его,
находящемся во 2 гл. книги Бытия, говорится, что поток, орошавший Р.,
был источником четырех рек - Фисона, Геона, Тигра и Евфрата. На этом
основании одни ищут Р. в восточной Азии, считая Р. целую страну Едем;
другие находят его между Евфратом и Гангом, при чем в названиях Геона и
Фисона видят библейский Геон и Гифазис; третьи считают местонахождением
Р. Сирию (принимая Фисон за Хризоррой и Геон - за Оронт), Месопотамию
или Халдею. Существует предположение, что всемирный потоп смыл с лица
земли первозданный Р., совмещавший в себе все, что было прекрасного в
первозданной природе. 2) Р. небесный - "царствие", уготованное Богом от
начала мира, где обитают души праведников и святых после смерти земной и
частного суда до воскресения тел на земле и имеющего последовать затем
суда всеобщего, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая
одно лишь непрестанное радование и блаженство. Сказания Св. Писания об
этом Р. очень кратки. В этот Р. вступил распятый с Иисусом Христом и
уверовавший в него разбойник (Лук. XXIII. 43); об этом Р. Иисус Христос
говорил апостолам: "в дому Отца моего обители многи суть, - иду
уготовать место вам", а апостол замечал: "если земная наша храмина,
тело, разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечную в
небесах" (2 Кор., V, 1). P. небесный, в котором обитают души
праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или "первое небо";
за ним, выше, есть еще небеса (Апок. VI, 9; VII, 9; IV, 4). Не более,
чем Св. Писание, сообщает о Р. священное предание. Климент Римский
говорит об ап. Петре, что он, по смерти, "отошел в место славы", о Павле
- что он "по кончине отошел в место святое". Поликарп Смирнский говорит
об Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они "пребывают в
подобающем месте у Господа". Ириной Лионский замечает, что "преложенные
(т. е. умершие на земле праведники) преложены в Р., ибо Р. приготовлен
для людей праведных и духоносных". Иларий, Григорий Нисский и др.
говорят о "лоне Авраамовом" в Р., как о месте общения с ангелами и
душами святых, где предвкушается блаженство вечное, имеющее наступить по
всеобщем воскресении и страшном суде". Ипполит и Тертуллиан Р. или небо,
как специальное место селения мучеников и пророков, отличают от лона
Авраамова, как селения праведников. По словам Киприана, "смерть для
праведных и благочестивых есть не что иное, как переселение в вечность
для жизни у Бога и со Христом в Р. или царствии небесном". По Ефрему
Сирину, все праведники водворяются в обществе радостей, где нет плача и
воздыханий, а одно радование. Здесь они сподобляются зреть мысленное
Солнце, светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарами
Божиими. Афанасий Вел. говорит: "вопрос, где находятся отшедшие души -
вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы
кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают
души, отшедшие от нас". Григорий объясняет неполноту сказания книги
Бытия о Р. земном тем, что "обычай есть писанию о недоумеваемых доселе
творить сказание просто и немногопытно". Все отцы церкви учили, что души
святых в райских небесных обителях не в одинаковой степени пользуются их
блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые
(Григорий Богослов, Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся,
в небесном Р., молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о
живущих еще на земле. Это учение на вселенских соборах халкидонском и
II-м никейском возведено в догмат церкви. Некоторые из позднейших
богословов создали теорию особой утонченной телесности души, в силу
которой они признают несомненно действительными все те видения Р. и
хождения еще живых праведников на небо, о которых повествуют древние и
новые агиографы. Ряд этих оказании о Р. открывается сказанием о
мученичестве св. Перепетуи (умер в 203 г.), где Р. небесный в первый раз
описывается как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами,
благоухающими цветами и чудно поющими птицами. В дальнейших, более
подробных описаниях Р. ему усвояется все, что можно себе представить
прекрасного в природе. Для христианского искусства Р. с самого начала
был одним из излюбленных предметов изображения, во фресках, на
саркофагах, в мозаиках катакомб, а равно вообще в живописи. Православное
церковное учение о Р. резюмируется в литургических памятниках, а также в
молитвословиях погребальных. В древнейшем тексте (александрийском)
литургии Василия Вел. церковь молится, чтобы Бог вселил умерших верных
"в место злачно, на воды упокоения, в Р. веселия, откуда удаляются
всякая печаль и воздыхание, в свет святых". В молитвах поминовения
усопшего церковь просит, чтобы Бог вселил умершего "в место светло,
злачно, покойно, где все праведники упокоеваются, иде же несть болезнь,
ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная". См. епископ Сильвестр,
"Опыты Нрав. Догмат. Богословия" (т. V); монах Митрофан, "Как живут наши
умершие по смерти" (1887); Г. К. Властов, "Библейская Летопись" (СПб.,
1875); Н. Н. Глубоковский, "Обращение Савла" ("Христианское Чтение",
1896); Н. И. Глориантов, "Взгляд на отношения геологии к библейским
сказаниям" (там же, 1861); Новорусский, "О шестидневном творении"
("Православное Обозрение", 1886 - 87); Е. И. Ловягин, "Библейское учение
о творении" ("Странник", 1863); Н. А. Сергиевский, "О творении"
("Православное Обозрение", 1873); "Рай и ад" ("Христианское Чтение",
1840); Ловягин, "Знают ли святые на небе о наших нуждах на земле" (там
же, 1867); "О воздаянии после частного суда" (там же, 1852); "О разности
наград и наказаний по смерти" (там же, 1826).
|