Раввин (от раб - "учитель") - духовный представитель еврейской
общины, исполняющий в ней обязанности наставника, проповедника,
блюстителя и толкователя религиозного закона, а прежде присоединявший к
ним и функции судейские. Право на занятие должности P., по еврейскому
закону, имеет всякий, отличающийся основательным богословским знанием и
благочестием,. Во время существования первого храма рядом со
священниками ааронидами, в руках которых сосредоточивался храмовой
культ, религиозными наставниками являются пророки, которые по большей
части были миряне. После вавилонского плена, реставрации храма и реформ
Ездры и Неемии светский элемент еще более усиливается в деле
религиозного наставничества, в лице "книжников" (соферим) и "мужей
Великого Собора". Впоследствии роль наставников и толкователей закона
переходит к фарисеям, вступающим в открытую борьбу с саддукеями, которые
были преимущественно священниками. С разрушением второго храма Р.
становятся единственными религиозными руководителями народа. В числе Р.
талмудического периода и последующих веков встречаются люди из
всевозможных общественных сфер и самых разнообразных профессий. Однако,
еще в талмудический период установлена была известная форма посвящения
на раввинство - так называемая семиха, т. е. ординация посредством
рукоположения. Этот обряд, упраздненный в начале IV в., вновь был введен
к XIV в., при чем претендовавшему на звание Р. выдавалась venia docendi
(гаттарат-гораа), с правом на титул морену (т. е. учитель наш).
Должность Р. считалась почетной; первоначально занимавший ее не получал
никакого вознаграждения. Начиная с XIII в. общины мало помалу стали
назначать приглашаемым ими Р. известное вознаграждение. Р. был первым
лицом в общине и являлся представителем ее перед властью. В Испании и
Германии правительство назначало иногда верховных Р. или "великих
магистров над всеми Р." (Magisler Judaeorum, Hochmeister). Особенно
влиятельно положение Р. ("доктор жидовские") было в Польше. где им
предоставлены были королями весьма широкие судебные полномочия и где
организованы были периодические съезды раввинов, для решения сложных
процессов и разъяснения спорных пунктов талмудического права. Во второй
половине XVI в. эти съезды обратились в правильные синоды. В новейшее
время характер и организация раввината подверглись весьма значительным
изменениям. Деятельность раввинов везде ограничена областью религии и
школы. Кроме богословских знаний, приобретаемых в специальных
учреждениях, он должен обладать общим образованием. Раввинат везде
подчинен правительственному надзору и урегулирован особенными
узаконениями. Во Франции и Бельгии существует консисториальная
организация. В Англии Р. подчинены лондонскому верховному Р.
(Chief-Rabbi). В некоторых германских государствах (Вюртемберг, Баден,
Мекзенбург-Шверин) делами раввината ведают "церковные советы"
(Kirchenrath, Oberrath). В России закон 3 мая 1855 г. требовал для
определения в Р. окончания курса в раввинских училищах или в общих
высших и средних учебных заведениях; в случае недостатка таких
кандидатов, разрешалось приглашение ученых евреев из-за границы;
последнее правило теперь отменено. Хотя раввинские училища давно
закрыты, тем не менее и в настоящее время от Р. требуется
образовательный ценз среднего учебного заведения (ст. 1083 уст. иностр.
испов. по прод. 1890 г.). Лица, удовлетворяющие требуемому законом
образовательному цензу и выбираемый на должность официальных или
"казенных" Р., не всегда обладают специальной подготовкой, нужной для
исполнения богословских обязанностей; поэтому во многих общинах рядом с
казенными существуют еще духовные раввины. Р. выбираются на три года и
утверждаются губернским начальством. На них, кроме исполнения треб и
обрядов, лежит еще обязанность ведения метрических книг.
|