Пятидесятница - второй из трех великих праздников древнееврейского
народа. Установлен в память дарования народу закона при горе Синае;
праздновался в пятидесятый день после Пасхи. П. приходилась к окончанию
жатвы и собирания плодов, первые начатки которых приносились в жертву в
храме, куда народ отовсюду собирался огромными массами (Jos. Antiq.,
XVII, 10, 2). В день П. совершилось сошествие Св. Духа на апостолов,
вследствие чего праздник этот перешел и в христианскую церковь, сохранив
то же самое название, заменяемое иногда и другими
- день св. Троицы, сошествие Св. Духа и пр. От П. ведется счет
богослужебных недель, с их рядовыми евангельскими и апостольскими
чтениями, вплоть до недели Мытаря и Фарисея (всего 32 недели), перед
великим постом.
А. Л.
В древности под именем П. разумелся и весь промежуток времени,
отделявший праздник Пасхи от праздника П., и праздник в память сошествия
Св. Духа на апостолов, или П. в собственном смысле. В Постановлениях
апостольских есть прямая заповедь праздновать П. (кн.V, гл. 20); в
другом месте тех же Постановлений (кн. VIII, гл. 33) в числе дней, в
которые рабы должны быть свободны от работ,после Пасхи и Вознесения
упоминается и П. В IV в. у Евсевия Кесарийского, св. Василия Великого,
Григория Богослова, Григория Нисского, Епифания, Златоуста, блаж.
Августина и др. часто встречается упоминание о празднике сошествия Св.
Духа под именем П. Есть предание, что на месте сошествия Св. Духа на
апостолов устроен был первый христианский храм, который в IV в.
возобновлен был св. Еленой. Пятьдесят дней после Пасхи уже в древней
церкви были отличены некоторыми особенностями; так, в эти дни, как и
теперь, полагалось чтение книги Деяний Апостольских. Особенную
торжественность придавал празднику П. обычай древней церкви совершать в
этот день крещение над оглашенными. В VIII в. св. Иoанном Дамаскином и
Косьмою Маюмским составлены в честь праздника П. многие песнопения,
которые и ныне поет церковь. В праздник П. непосредственно за литургией
совершается вечерня, во время которой читаются священнослужителем в
царских вратах, с коленопреклонением, три молитвы, составленные св.
Василием Великим. В праздник П., по обычаю, храмы и дома верующих
украшаются деревьями, травой и цветами. Это представляет собой начатки
возобновляющейся весны, но вместе с тем указывает на обновление людей
силой снисшедшего Духа Святого. Посвящая пятидесятый день после Пасхи
воспоминанию сошествия Св. Духа на апостолов, церковь в следующий за тем
день (понедельник) прославляет особо Пресв. Духа .См. П. Лебедев, "Наука
о богослужении православной церкви" (М., 1890); прот. Г. Дебольский,
"Дни богослужения православной кафолической восточной церкви" (т. II,
СПб., 1887); прот. К. Никольский, "Пособие к изучению устава
богослужения православной церкви" (СПб., 1888).
|