Пювис де-Шаванн(Puvis de Chavannes, 1824 - 98) - современный
французский исторический живописец, образовался под руководством Ари
Шеффера и Кутюра и посвятил себя преимущественно декоративной и
монументальной живописи в духе итальянских живописцев XV ст.,
произведения которых он изучал во время своего пребывания в Италии.
Первые его картины в этом роде, обратившие на себя внимание, "Bellum" и
"Concordia", были написаны в 1861 г. для амьенского музея. За ними
следовали: "Работа" и "Покой" (1863), "Осень" (1864), "Ave Picardia" -
символическое изображение сельской жизни в Пикардии (1865) и "Массилия"
- идиллическая сцена из древнегреческой жизни. Самая лучшая картина П.
де-Ш. в том же роде, "Propatria Indus", была написана в 1882 г., также
для амьенского музея. В ней художник представил пикардийских юношей,
упражняющихся в метании копий. В композициях де-Ш. пейзаж и человеческие
фигуры играют одинаково важную роль и как бы взаимно дополняют друг
друга, производя в высшей степени целостное впечатление. Не будучи
безукоризненным рисовальщиком и даже умышленно избегая точно
моделировать фигуры, П. де-Ш. ставил себе задачу главным образом
передавать дух эпохи, из которой черпал сюжеты. Из его монументальных
работ лучшими считаются фрески в парижском Пантеоне, изображающие 2
сцены из жизни св. Геновевы, "Священная роща" (на лестнице дворца
искусств в Лионе), картина в амфитеатре Сорбонны, "Inter artes et
naturam" (на лестнице руанского музея), "Четыре времени года" (в
парижской ратуше). Менее удачны его патриотические аллегории:
"Вооруженная богиня-покровительница города Парижа следит глазами за
воздушным шаром", "Богиня, принимающая письмо от почтового голубя", и
"Париж, приветствующий Витора Гюго". См. Vachon, "P. de-Ch." (П. 1895).
|