Пуссен (Никола Poussin, 1594 - 1665) - знаменитый французский
исторический живописец и пейзажист, родился в Нормандии, первоначальное
художественное образование получил на своей родине, а потом учился в
Париже, под руководством Кентена Варена и Ж. Лаллемана. В 1624 г.,
будучи уже довольно известным художником, П. отправился в Италию и
близко сошелся в Риме с поэтом Марини, внушившим ему любовь к изучению
итальянских поэтов. произведения которых дали П. обильный материал для
его композиций. После смерти Марини, П. оказался в Риме безо всякой
поддержки. Обстоятельства его улучшились лишь после того, как он нашел
себе покровителей в лице кардинала Франческо Барберини и кавалера
Kaccианo дель-Поццо, для которого были написаны им "Семь таинств".
Благодаря серии этих превосходных картин, П. в 1639 г. был приглашен
кардиналом Ришелье в Париж, для украшения Луврской галереи. Людовик XIII
возвел его в звание своего первого живописца. В Париже П. имел много
заказов, но у него образовалась партия противников. в лице художников
Bye, Брекьера и Мерсье, ранее его трудившихся над украшением Лувра.
Особенно сильно интриговала против него пользовавшаяся покровительством
королевы школа Bye. Поэтому, в 1642 г., П. покинул Париж и возвратился в
Рим, где и жил до самой своей смерти. П. был особенно силен в пейзаже.
Воспользовавшись результатами, достигнутыми в этом роде живописи
болонской школой и проживавшими в Италии нидерландцами, он создал так
назыв. "героический пейзаж", который, будучи компанован сообразно
правилам уравновешенного распределения масс, при своих приятных и
величественных формах служил у него сценой для изображения идиллического
золотого века. Пейзажи Пуссена проникнуты серьезным, меланхолическим
настроением. В изображении фигур он держался антиков, через что
определил дальнейший путь, по какому пошла после него французская школа
живописи. Как исторический живописец, П. обладал глубоким знанием
рисунка и даром композиции. В рисунке он отличается строгой
выдержанностью стиля и правильностью. Ему принадлежит та заслуга, что,
благодаря любви к классицизму, которую он умел внушить своим
соотечественникам, на некоторое время был приостановлен развившийся у
французских художников вкус к вычурному и манерному. К лучшим
историческим картинам П., из которых большая часть хранится в Луврском
музее, в Париже, должны быть отнесены: "Всемирный потоп", "Германик",
"Взятие Иерусалима", "Тайная вечеря", "Ревекка", "Женаблудница",
"Моисей-младенец", "Поклонение золотому тельцу", "Иоанн Креститель,
крестящий в пустыне" и "Аркадские пастухи". Императорский Эрмитаж
обладает 21-м произведением этого мастера: из них наиболее любопытны:
"Моисей, источающий воду из камня" (№ 1894), "Эсфирь пред Артаксерксом"
(№ 1397), "Триумф Нептуна и Амфритриты" (№ 1400), "Воздержанность
Сциппиона" (№ 1406), "Танкред и Эрминия" (№ 1408) и два исторических
пейзажа (№№ 1413 и 1414). С картин П. гравировали: Шато, Пуайльи, Одран,
Пеен и Клодина Стелла. См. Cambry, "Essai sur lа vie et les ouvrages du
Poussin" (П., VII); Gaul de St.-Germain, "Vie de N. Poussin, considert
comme chef de l'ecole francaise" (П., 1806); H. Bouchit, "N. Poussin sa
vie et son oeuvre, suivi d'une notice sur la vie et les ouvrages de Ph.
de Champagne et de Champagne le neveu" (П., 1858); Poillon, "Nicolas
Poussin, etude biographique" (2 изд., Лилль, 1875).
|