Пурим (от древнеперсид. пур - жребий) - еврейский праздник,
установленный в память спасения персидских евреев от истребления их
Аманом, любимцем персидского царя Ахашвероша (Ксеркса в V в. до Р. Хр.)
Пуритане. - В середине XVI в. кальвинизм, охвативший почти всю Европу,
перешел и в Англию. Здесь, рядом с реформацией, возникшей по инициативе
правительства, появилась народная реформация: пуританизм вступил в
борьбу с официально преобразованной церковью. П. обнимает собой все
протестантские секты, несогласные с "установленной" церковью,
стремившиеся очистить ее от остатков католицизма, сохранившихся в
англиканизме; отсюда и название их - "Пуритане" (Purity, англ.
=чистота). Кальвинизм давал религиозную санкцию политической оппозиции.
Эта черта выразилась в индивидуальном протестантизме XVII в., когда
пуританская оппозиция из чисто религиозной превратилась в политическую.
Пуританизм появился вследствие самого характера англиканской церкви,
представлявшей компромисс между католицизмом и протестантизмом,
требовавшей единообразия церковной жизни и введенной королевской властью
вместе с парламентом. При Елизавете П. представляли чисто религиозную
оппозицию. Хотя королева боролась с кальвинизмом, но число П. росло.
Большинство богатых торговцев и провинциальных джентльменов были тогда
П. Направление университетов было пуританским. Набожность и ученость
отличали П. Пуританская партия боролась против тех обрядов, которые для
П. имели совершенно определенное символическое значение и не казались
мелочами. Знамение креста при крещении, стихарь, передача кольца при
бракосочетании, коленопреклонение при причастии, поклон при имени Иисуса
и т. п. - все эти "суеверные церемонии" для П. были равносильны отмене
авторитета Св. Писания и прав совести. Сначала П. были преданы власти и
настроение их не было чисто революционным. Они верили в священный
характер власти и божественные права короля, но проповедовал общее
братство во Христе и распространяли идеи социального равенства. П. имели
огромное влияние на английскую культуру, оставив неизгладимые следы на
характере английской нации. Самым ярким типом пуританства был Мильтон, в
поэме которого великолепно отразились все крайности П. Строгий, важный,
остерегавшийся болтливости и легкомыслия, стремившийся к полному
самообладанию, воздержанный во всем, ненавидевший роскошь и лень, П. был
прямолинеен, жесток и нетерпим. Он враждебно относился к вере в
гуманность и в разум, признавая Библию единственным законом Божиим; он
весь был поглощен мыслью о борьбе с Римом. Образцом для английских
пуритан сделалась церковь, основанная Ноксом в Шотландии. Потом Томас
Картрайт систематизировал пресвитерианские воззрения, а во второй
половине царствования Елизаветы среди П. появилась секта броунистов,
отвергавшая всякую церковную иерархию и принявшая радикальный характер.
Впоследствии эта секта обратилась в политическую партию индепедентов. П.
в религиозном отношении были названы "нонконформистами", так как они
были не согласны с установленной церковью. При Елизавете они
подвергались преследованиям, но молились за королеву. Когда на престол
вступил Иаков I (1603 - 1625), П. думали, что наступил для них
благоприятный момент, так как король был воспитан в пресвитерианском
духе, и вышли к нему на встречу с так называемой "петицией тысячи" (1603
г.: "Millenary Petition"), под которой подписалось 827 человек, т. е.
1/10 часть духовенства Англии. Петиционеры требовали отмены обрядов,
реформы церковного суда, более строгого соблюдения воскресного дня,
который они отождествляли с еврейской субботой. Король принял петицию,
обещал созвать конференцию епископов и богословов для ее обсуждения, но
обещания не сдержал. Через несколько времени король объявил, что он
заставит быть их конформистами или выгонит их из Англии. С 1605 г.
начались изгнания пуритан и выселение их в Америку. XVII в. в Англии был
временем культурной, религиозной, социальной и политической борьбы. В
этой борьбе парии политические соединились с партиями религиозными.
Центральную роль играл пуританизм, который разделился на две крупные
фракции: пресвитериан и индепендентов. Борьба приняла (с 1633 г.)
ожесточенный характер при Лауде, который стремился уничтожить П. В
долгом парламенте верх одержали пресвитериане, а П. мечтали уже об
установлении в Англии республики. Организатором индепендентства и
выразителем пуританского образа мыслей был Кромвель. Политическая роль
П. окончилась с возвращением Карла II (25 мая 1660 г.). В первой
половине XVIII века, с 1729 г., П. возродились в виде медотистов. Ср. O.
Brosch, "Cromvell und puritanische Revolution"; Neal, "History of the
puritans" (1732); Fletcher, "The history of the revival and progress ot
Independency in England"; Barclay, "Inner life of the religious
Societies of the Commonwealth"; Weingarten, "Die Revolutionskirchen
Englands"; Waddington, "Congregational history"; С. С. Фортунатов,
"Представитель индепендентов Генри Вен".
П. Конский.
|