Публицистика - обсуждение в печати насущных вопросов
общественно-политической жизни. Вопросы эти могут быть также предметом
научного исследования, но общность предмета не должна вести к смешению
области науки и П. Разница определяется прежде всего мотивами -
практическим в П. и теоретическим в науке; для П. изучение, теория есть
всегда лишь средство, ведущее к определенной цели - практическому
выводу. Можно сказать, что П. относится к науке об обществе и
государстве, как технология к естествоведению: она черпает из науки
обобщения и обращает их в наставления. Популяризует ли публицист выводы
науки или сообщает результаты своего исследования, он делает это не для
обучения, а для поучения, не для сообщения знаний. а для воздействия на
ту политическую силу, которая называется общественным мнением. Поэтому в
область П. входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в
направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто
теоретический вопрос. имеющий, при другой комбинации обстоятельств,
исключительно научное значение. Ускоренный пульс общественной жизни,
требующий от своих руководителей всегда определенного и готового мнения,
не дает в П. места сомнению и колебанию. В борьбе за то или иное
направление общественно-политического развития, которая есть лишь
усложненная форма борьбы за существование, нет возможности справляться с
тем, закончено ли точное исследование известного предмета в науке. С
вынужденной часто самоуверенностью, П. опережает выводы осторожной науки
и решает вопросы, которые так или иначе должны быть решены тотчас же;
всегда субъективная, она исходит не столько из исследования прошлого,
сколько из идеала будущего. Полемизируя с противником, она, по
необходимости, видит в нем не столько заблуждающегося теоретика, сколько
носителя и защитника вредных воззрений, распространение и утверждение
которых пагубно для общества; на этой почве легок переход от воззрений
противника к его личности: поэтому на всем протяжении существования П.
самые яркие образцы ее мы находим в форме памфлета. Есть попытки видеть
начало П. в далеком прошлом литературы; Ренан даже называл библейских
пророков публицистами древности. Несомненно, однако, что П. в
современной ее форме есть создание новой истории, все течение которой -
начиная с предвестников реформации - ознаменовано мощным развитием П.,
которой принадлежало видное участие в возбуждении и организации самых
важных общественных движений. Это значение П. еще усилилось с появлением
периодической прессы. Роль П. в современной жизни громадна. Даже в тех
случаях, когда она идет за общественным мнением, она влияет на него,
давая ему определенное выражение и модифицируя его в ту или иную
сторону. Большинство выдающихся политических деятелей Западной Европы
начинало и начинает свою деятельность с П., прибегая к ее помощи и
впоследствии. Особенное значение имеет П. в России, где она является
почти единственным и, во всяком случае, главным проявлением частной
общественнополитической инициативы и где так важна руководящая роль
литературы; авторитетное положение русской литературной критики
объясняется тем, что она - в лице наиболее популярных своих
представителей - занималась по преимуществу П. Отсутствием иных органов
для выражения общественной мысли объясняется также господство в нашей
литературе социального романа с определенной; подчас партийной окраской,
а равно и то явление, что у нас отдавали свои силы П. такие яркие
художественные таланты, как Салтыков и Успенский, представители особого
литературного жанра - соединения художественных образов с П.
Ар. Г.
|