Просфора (от proV и jerw, prosjora - приносимое)-так назывались
приношения из хлеба, вина и др., с которыми верные в древности приходили
в храм к литургии и часть которых служила для таинства евхаристии, а
остатки-для "вечерей любви", устраивавшихся сначала вслед за литургией.
После того, как вечери любви были обособлены от литургии, П. называются
специально хлеб, употребляемый для совершения евхаристии. С древнейших
времен, этот хлеб, нарочито приготовляемый, имеет форму несколько
сплюснутого кружка, род небольшой толстой лепешки, с оттиснутым сверху
изображением креста. Такой вид П. имела уже в IV в., о чем ясно говорит
Епифаний Кипрский. Север Александрийский называет просфоры кружками,
автор "Разговоров", изданных под именем св. Цезария, выражается, что
тело И. Христа, его органы и члены; находятся на небе, а на алтаре
имеется - "круг". Григорий Вед. называет эти хлебы коронами. Сурий, в
жизнеописании св. Отлиара (VIII в.), говорит, что когда открыли могилу
этого святого, то нашли у него под головою маленькие хлебы в виде
кружков (panis rotularis). О церкви восточной также известно, что в ней
П. имела вид кружка с изображением креста. У сирийцев и египтян печать
евхаристийного хлеба представляла нисколько больших (по средине) и много
маленьких изображений креста в форме decussata-X, нередко с надписью
кругом agioV iscuroVa. Такие же изображения встречаются сначала и в
западной церкви- с крестами + и X. Были приносимы евхаристийные хлебы с
печатью приносившего лица. В нынешнем столетии в катакомбах Рима была
найдена (Rossi, Bullet, 1865 г.) печать назначенная, судя по всем
данным, для оттисков на евхаристийных хлебах: на ней значатся слова:
Eulogia Euporiw (Евпорий - имя приносителя). На Западе очень рано стали
заботиться о том, чтобы евхаристийные хлебы были возможно меньшого
объема. Один из соборов толедских уже узаконяет mоdica oblata. Для этой
цели, по словам Мабильона ("De azymo"), была изобретена еще до XII века
где-то на Западе железная машинка, дававшая определенный размер и вид
евхаристийному хлебу, доведенному в течение времени до вида нынешних
католических облаток. Такая операция возможна была только над хлебом
пресным (опресники), но не над квасным, подымающимся и увеличивающимся в
объеме во время печения, почему она и не могла распространиться на
Востоке, где евхаристийный хлеб употреблялся только квасный. Имея везде
вид круга, евхаристийный хлеб отличался в разных местах различными
деталями фермы, почему арльский собор (еще в VI в.) постановил, чтобы
внешний видь евхаристийного хлеба был совершенно одинаков во всех
церквах целой провинции. Изготовлением облаток для евхаристии на Западе
занимались монахи в м-рях, при пении свящ. песней. Это производство в
XIV в. описано подробно у Мартена ("De antiquis mouachor. ritibus". II,
8). У Сирмонда ("Disquisitio de azymo", П., 1651) собраны образцы
печатей на евхаристийных хлебах у греков, сирийцев, александрийцев и в
западных церквах. В православной церкви просфора ныне состоит из двух
наложенных один на другой кружков, из которых на верхнем имеется
упомянутая выше древнейшая печать, изображающая четырехконечный крест. В
виде исключения, высшею властью разрешается некоторым церквам особенно
монастырям, иметь печати для просфор с другими изображениями, например с
изображениями святого монастыря или праздника, в честь которого сооружен
храм (Преображенский всей гвардии собор в СПб. имеет для просфор печать
с изображением Преображения Господня и т. п.). Для единоверческих
церквей дозволена печать с осьмиконечным крестом. Просфоры должны быть
изготовляемы из лучшей пшеничной (а отнюдь не другой какой-либо) муки,
замешаны на чистой воде, а не на молоке, без всякой примеси, не должны
быть помазываемы чем-либо, напр. маслом или яйцами, должны быть сделаны
из квасного теста, а не из пресного; чтобы не были черствые или
"зацвелые", т. е. начавшие плесневеть. Для прихожан, желающих принести
от себя просфору на проскомидию о здравии или молитве о своих присных,
просфоры продаются в церкви же перед литургией.
Н. Б-е.
|