Просвещение (Aufklarung) - культурно- исторический термин, которым
обозначается преимущественно умственное движение на зап. Европы в XVIII
в. (siecle des lumieres). В связи с этим термином стоят другие, каковы:
просветители, просветительная литература, просвещенный (или
просветительный) абсолютизм. Как синоним П. употребляется выражение
"философия ХVIII века". В истории нового времени П. принадлежит очень
важное значение. П. является естественным продолжением гуманизма XIV -
XV веков , как чисто светского культурного направления,
характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к
традициям. Но эпоха П. отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной
реформации и католической реакции, когда в жизни Зап. Европы снова взяли
перевес теологические и церковные начала. П. является продолжением
традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и
рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он
унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим
удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи П.
наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в., когда получил свое
развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной
эпохи и началом так называемой "естественной религии", которую
проповедовали просветители XVIII в. В частности, как на родоначальника
просветительной литературы XVIII в., можно смотреть на Локка. Подобно
гуманизму и протестантизму, и П. в разных странах получало местный и
национальный характер. Общеевропейское значение в XVIII в. получила
французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескье,
Руссо, Дидро и др. писателей . Общая их черта - господство рационализма,
направившего свою критику во Франции на вопросы политического и
социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были
более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Основным
стремлением П. было найти путем деятельности человеческого разума
естественные принципы человеческой жизни (естественная религия,
естественное право, естественный порядок экономической жизни физиократов
и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал
подвергались критике все исторически сложившиеся и фактически
существовавшие формы и отношения (положительная религия, положительное
право и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которые
должны были перестроить всю общественную жизнь (просвещенный абсолютизм
и французская революция). В начале XIX в. П. вызвало против себя
реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому
теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению
исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у
идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного
характера П. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежит Канту
("Beantwortung der Frage: was ist Aufklarung?", 1784). П. не есть замена
одних догматических идей другими догматическими же идеями, а
самостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещению
просветительство. Историческая литература о П. весьма обширна. Ср.
Геттнер, "История всеобщей литературы ХVIII в."; Laurent, "La
philosophie du XVIII siecle et le christianisme"; Lanfrey, "L'eglise et
la philosophie du XVIII siecle"; Stephen, "History of english thought in
the XVIII century"; Biedermann, "Deutschlands geistige, sittliche und
gesellige Zustande" и др.
Я. К.
|