Прозелиты. - Слово прозелит (еврейск. гейр и гейрим, от гур
пребывать, странствовать, приютиться, обитать где-либо) означает
чужеземца, иностранца, странника, пришельца, поселенца (Быт. XXIII, 4;
Исх. II, 22; XXII, 21 Числ. IX, 14; XV, 29 - 30; XXXV, 15; 1 Пар. XXIX,
15; Псал. XXXVIII, 13; Иep. XXII, 3; Зах. VII, 10) У семидесяти
толковников слово это переводится различно, в особенности же словом
proshlutV и другими подобными (paroicoV;prepidhmoV,xenoV, geiwraV,
ioudaizonteV)ProshlutoV; (от prosercomai - прихожу) - собственно
пришелец, потом всякий переходящий из одной земли в другую, от одной
общины к другой, особенно из одной веры в другую, новообращенный в
какую-либо веру. Так, в особенности назывались новообращенные в веру
иудейскую из язычников (Матф. XXIII, 15; Деян. II, 10, VI, 5; ХIII, 43 и
др.). Пришельцы и иноземцы жили среди иудеев или израильтян со времени
самого исшествия их из Египта (Исх. XII, 38; Лев. XXIV, 10 - 16; Числ.
XI, 4; 1. Нав. VI, 24; VIII, 35). В последующее время, при возрастающем
благосостоянии Израиля, число их увеличивалось (2 Пар. II, 17).
Некоторые яз П. принимали обрезание и потому могли участвовать в
жертвоприношениях и праздновании Пасхи, со временем они вступали
совершенно в общество израильское (исх. XII, 44, 48; Числ. XV, 14 - 16).
П., всецело принявшие веру иудейскую, назывались П. правды, П. сынами
завета, совершенными израильтянами. Другие пришельцы пользовались
покровительством законов, служили в войске, при дворе, в числе
телохранителей царских (ср. 2 Цар. XI, 6; XV, 18; XXIV, 16; 1 Цар. XI,
39, 46 и пр.), но, по-видимому, не принимали всецело закона Моисеева
(Числ. X, 29, Суд. 1, 16; IV, 11; 1 Цар. XV, 6; Иерем. гл. ХХХV). По
преданиям иудейским ,этим П. вменялось в обязанность соблюдать так
назыв. Ноевы законы. Они не принимали обрезания, но вместе с иудеями
посещали храм иepycaлимский, приносили жертвы через священников и
пользовались некоторыми правами; такие П. назывались П. врат. Название
это, может быть, заимствовано из выражения: "пришлец, который в жилищах
твоих", по еврейски - "во вратах твоих" (Исх. XX, 10; Второз. XIV, 21;
XXIV, 14), а может быть, произошло от того, что эти П. могли доходить
только до врат притвора храма. Прозелитизм усилился, когда между иудеями
стало ослабевать соблюдение отечественных законов и распространились
нравы языческие, как это было по смерти Симона Праведного (ум. 1981г. до
Р. Хр.), при первосвященнике Иасоне, когда много являлось отступников от
веры (1 Маккав. 1, 11; 2 Мак. IV, 7 - 20). Такое отступничество должно
было возбудить усиленную ревность в истинных поклонниках Иеговы. Со
времен Маккавеев особенно сильно стала расти ревность к обращению
язычников в иудейскую веру, и число П. стало умножаться. Так ,Иоанн
Гиркан принудил идумеев принять обрезание, Аристовул - итуреев; так же
действовал Александр Ианней. К этому же времени относится и ревность
фарисеев к обращению язычников, но она большею частью происходила не из
чистых религиозных побуждений и делала обращенных лицемерами. И. Христос
называет их сынами геенны, худшими самих фарисеев, обративших их (Матф.
XXIII, 15); по свидетельству Иустина Мученика, они были самыми жестокими
врагами и преследователями христиан. Примером может служить Ирод
Идумеянин, с его семейством. Были, однако, среди иудеев и такие, которые
имели благотворное влияние на язычников. В Св. Писании они называются
людьми богобоязненными, набожными, благочестивыми. Ко времени пришествия
Христа Спасителя, многие благомыслящие язычники, не находя
удовлетворения ни в религиозных обрядах, ни в языческой философии,
страстно жаждали божественной истины, сокрытой в Ветхом Завете,
хранителями которой были Иудеи. Общение с иудеями, особенно
благочестивыми, знакомство через них со священными книгами, с
пророчествами о Мессии - все это имело благодетельные последствия для
язычников, и, тем более, что тогда далеко уже распространилось ожидание
Искупителя (ср. Матф. II, 1 сл.; Иоан. ХII, 20 - 21; Деян. VIII, 27 -
28; XV, 21). В великие праздники такие язычники приходили в Иерусалим на
поклонение; внешний двор храма для них был открыт (ср. Деян. XXI, 28);
они посещали и синагоги (Деян. XIII, 42 - 44). Сотник, построивший
иудеям синагогу, вероятно, был из подобных чтущих Бога язычников (Лук.
VII, 2 - 10). Христианская вера усваивалась ими особенно легко (Деян.
II. 712; VIII, 27, сл.; X, 1, сл.; XI, 19 - 21; ХIII, 42-44; XVII, 4,
12, 17; XVIII, 4, 7 и др.). См. прот. П. Содирский, "Опыт библейского
словаря собственных имен" (т. III, СПб., 1883).
|