Причащение - главнейшее из христианских таинств, установленное самим
И. Хр. (Иоан. VI, 31; Матф. XXVI, 26 - 28; Map. XlV, 22 - 24; Луки XXII,
19 - 20 и 1 Кор. XI, 23 - 25). К П. допускаются в церкви православной
все ее члены, после должного приготовления постом и покаянием.
Православная церковь преподает таинство и младенцам (причащая их одной
кровью И. Хр.), чего не делает церковь католическая, которая, кроме
того, не удостаивает мирян чаши. П., по учению церкви, делает
причастников "стелесниками" И. Хр., с кровными ему, христоносцами,
участниками божеского естества; оно споспешествует укреплению и
преуспеянию христианина в нравственной жизни, оживляет душу, освящает,
соделывает твердыми в подвигах добра. Правосл. церковь учит, что тело и
кровь Христовы, вкушаемые верными - в тоже время умилостивительная
жертва, приносимая Богу за живых и умерших. Эта жертва совершенно
тождественна с жертвой крестной, отличаясь от нее лишь по образу и
обстоятельствам жертвоприношения. Относительно совершения таинства П.
существует обширное законодательство древней церкви и новое (полный
обзор его см. в "Правосл. Собеседнике", 1859 г.). В каждой церкви должны
постоянно иметься запасные св. дары для П. больных.
Во весь апостольский век литургия совершалась ежедневно и все
присутствовавшие обязательно причащались за каждой литургией. Ныне
христиане не считают себя достойными приступать к П. часто, а особенно -
ежедневно. Поэтому церковью установлено, в случае нежелания или
невозможности причащаться чаще, приступать к таинству не менее одного
раза в год. По 50-му правилу карфагенского собора, П. должно быть до
принятия пищи. В древности причащались отдельно тела Христова, которое
священник давал причащающемуся на руки, сложенные крестообразно, и св.
крови, которую давали вкушать из общей чаши диаконы. Неизвестно с
точностью, с какого времени стали причащать лжицей вместо тела и крови
Христовых. Во времена трулльского собора было еще раздельное П. За П.
брать плату запрещено 23 прав. VI всел. собора. В древнейшие времена
причащению предшествовало преломление евхаристийного хлеба, по примеру
преломления хлеба, данному И. Христом на тайной вечере. В одних церквах
преломление следовало непосредственно за освящением даров (у греков), в
других - совершалось непосредственно перед раздаянием их причащающимся.
У латинян каждый хлеб делили на три части, у греков - на четыре. В
других местах на Востоке дважды преломлялся хлеб: сразу после освящения
даров
- на три части и перед причащением - каждая из трех частей
раздроблялась на мельчайшие части. У мозарабов хлеб делили на девять
частей, из которых каждая знаменовала одно из событий жизни И. Хр. После
"святая святым" подходили к П. епископ, за ним - пресвитеры, остальной
клир, аскеты, женщины - диаконессы, девы, вдовы, - дети, наконец все
прочие присутствовавшие. Из "Постановлений апостольских" видно, что
раздавал П. сам епископ, но по словам Иустина, в его время епископ
совершал лишь освящение даров, а раздаяние даров было делом диаконов. В
последующее время епископ и пресвитеры раздавали св. хлеб, а чашу с
вином подавали причащающимся диаконы(Киприан, "Dе lapsis"). С разрешения
епископа диаконы преподавали иногда и то, и другое мирянам, под надзором
пресвитера. Что касается части храма, в которой происходило П., то в
этом отношении порядок в древних церквах был неодинаковый. В Испании к
алтарю допускались только священники и диаконы; прочие клирики
приобщались на клиросе, миряне - на амвоне (собор толедск. IV). У греков
в алтаре причащались священники и диаконы; это право их было утверждено
собором трулльским. В Галлии мирянам дозволено было причащаться на
клиросе, куда, после слов "святая святых", впускались даже женщины.
Причащались миряне стоя или коленопреклоненные, пресвитеры - стоя, но
перед самым П. простираясь ниц пред алтарем (Златоуст). От второго или
третьего века в 18З7 г. найдена надпись: "Esdie, pine labwn, icJun ekwn
palamaiV, т. е. яждь, пей, держа руками рыбу (символ, представлявший
начальные буквы слов: IhsouV CristoV nioV Qeou). Женщины принимали тело
Христово в особый белый плат, названный от своего употребления
dominicale, после чего уже полагали его себе в рот. Этот обычай
продолжался (на Западе) до VII в. Брать голой рукой тело Христово
женщине запрещено было собором оксерским (прав. XXXVI). Св. кровь
всасывали из чаши посредством особого рода трубки, золотой или
серебряной (colamus, syphon). Обстоятельства происхождения этой трубки
неизвестны. Думают, что сначала причащающиеся вкушали кровь Христову
прямо из подаваемой диаконом большой чаши, приставляя уста к ее краям.
Секки думает, что большая часть чаш, найденных в катакомбах -
евхаристийные чаши, в которых диаконы подавали причащавшимся кровь
Христову. В века гонений верные, совершавшие таинства в катакомбах и
других потаенных местах, после П. уносили с собой в дома оставшиеся
освященные частицы св. хлеба, которыми причащались дома сами, когда
имели нужду в подкреплении своей веры или когда готовились к
мученичеству. Об этом свидетельствуют Иустин, Тертуллиан, Киприан, св.
Василий Вел. Последний категорически говорит, что в его время "в
Александрии и в Египте вообще всякий даже мирянин имеет сосуд (koinonia)
специально для домашнего П., и причащается когда хочет". Домашнее П.
жены-христианки совершалось иногда тайно от мужа-язычника, П.
мужа-христианина - от жены-язычницы, о чем говорит Тертуллиан. В случае
болезни или других обстоятельств, мешавших причащаться в храме, св.
причастие к больному приносили на дом или диакон, или низший клирик, как
это видно из примера аколуфа Тарсиция, замученного язычниками за то, что
не хотел выдать им тело Христово, которое нес. Иногда это поручалось и
мирянину. Верные, по свидетельству Григория Вел., могли брать П. с собой
в путешествие. Клирики и миряне, когда несли св. дары, имели их в чистом
полотенце, которое св. Амвросий называет oraria, или в сумке, повешенной
через шею на ленте, иногда - в чаше золотой, серебряной или глиняной.
Вероятно также, что для этой цели употреблялись енколпии. Сосуды, в
которых держалось причастие на домах (arсa), иногда были очень изящны.
Такова ,например, arсa, имеющая вид маленькой башни, с голубем на верху
и с изображением молящегося сбоку, на одном саркофаге в усыпальнице
ватиканской. Собор карфагенский 397 г. (прав. 43) постановил, чтобы П.
совершалось до принятия пищи, собор маконский (прав. VI) в 585 г.
определил подвергать отлучению тех пресвитеров, которые нарушили бы это
правило.
Д. В - в.
|