Праздник П. Господня существовал уже в IV в., что указывает на еще
более раннее его происхождение. Св. Елена, мать Константина Вел.,
построила на горе Фаворе храм в честь П. господня, разрушенный Саладином
в XIII в. В VIII в. св. Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский составили
песнопения на этот праздник, которыми православная церковь прославляет
его и в настоящее время. На Западе праздник П. Господня долго не был
всеобщим; только в 1457 г. папа Калликст III сделал его повсеместным в
западной церкви и установил для него чин богослужения, отправляемый
доныне. В праздник П. Господня освящаются виноград и колосья пшеницы, а
в России - в тех местах, где виноград не растет - освящаются яблоки.
Обычай этот несомненно древний, являясь продолжением подобного же обычая
церкви ветхозаветной (Исх. XXIII, 19; Лев. XXIII, 10; Числ. XVIII, 12 -
13). Предписания касательно этого обычая изложены уже в 3-м правиле
апостольском (сравн. 28 прав. VI вселенск. соб.). См. прот. Г.
Дебольский, "Дни богослужения православной кафолической восточной
церкви" (т. 1, СПб., 1882); П. Лебедев, "Наука о богослужении
православной церкви" (М., 1890); прот. К. Никольский, "Пособие к
изучению устава богослужения православной церкви" (СПб., 1888).
|