Прелюдия (наигрыш, praeludium - лат., prelude - франц., voluntary -
англ., Vorspiel - нем., от pre - прежде и insus - игра) -
непродолжительная игра на каком-нибудь инструменте перед началом пьесы.
П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской церкви
она исполняется органистом для приготовления прихожан к пению хорала;
главная тональность П. в таком случае та же, что и в хорале, и в П.
входят отрывки хорала, в виде мотива. У Баха хоральная П. иногда
строилась полифонически, например в имитативной форме, в виде фугетты на
тему, взятую из хоральной мелодии. Более определенную форму П. получила
у Баха в его собрании "Прелюдий и фуг" ("Das Wohltemperirte Clavier"),
где П. приближается иногда к двух или трехколенному складу. Такие П. в
тематическом отношении не имели ничего общего с фугой, но писались с ней
в одной и той же тональности. В новейшее время принято называть П.
краткие пьески в сжатой коленной форме, которые, именно вследствие своей
сжатости, могли бы предшествовать пьесе в одной тональности с П.
Знаменитые фортепианные П. Шопена отличаются такой силой вдохновения,
такой самобытностью и законченностью, что их исполняют в концертах
самостоятельно, как пьесы. Инструментальное вступление к опере, не
имеющее установленной формы увертюры или рондо, называют в настоящее
время тоже П. Введение или интродукция, предшествующие какому-нибудь
сочинению, но в него включенные и имеющие с ним органическую связь, не
называются П.; поэтому самостоятельную прелюдию, которую можно
приставить к разным сочинениям, имеющим с ней одну и ту же тональность,
нельзя называть введением или интродукцией. Postludium есть отыгрыш в
виде фантазии, исполняемый в лютеранской церкви по окончании
богослужения, во время выхода прихожан из церкви. Иногда вместо П.
исполняется какая-нибудь органная концертная пьеса.
Н.С.
|