Посты православной церкви разделяются на многодневные и однодневные.
К числу многодневных принадлежат посты: 1) св. четыредесятницы; 2) пост
ап. Петра и Павла, иначе называемый Петровым или апостольским. Так как
начало этого П. зависит от праздника Пасхи, то он бывает то короче, то
продолжительнее. При наибольшей продолжительности он обнимает шесть
недель, при наименьшей - неделю с днем. Начало его восходит к глубокой
древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях , но
особенно часты упоминания о нем становятся с IV в. (св. Афанасий
Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий). 3) Успенский П. (в
просторечии - госпожинки), в честь Пресв. Богородицы, продолжается от 1
до 15 августа. По строгости пощения он приближается к великому;
ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник
Преображения Господня. Церковь всегда рассматривала этот пост как
древнее установление, сохраняющееся по не писанному преданию. Древнейшее
упоминание о нем, под именем поста осеннего, встречается у Льва
Великого. В древней церкви были разногласия касательно продолжительности
этого поста; поводом к ним служил праздник Преображения, так как в этот
день некоторые разрешали себе употребление мясной пищи. Окончательно
устранены эти сомнения соборным определением 1166 г. 4) Рождественский
пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней, почему
называется также четыредесятницею. Другое название его филипповский пост
(в просторечии - филипповки), так как в день его начала, 14 ноября,
празднуется память ап. Филиппа. По правилам воздержания он приближается
к посту апостольскому. Строгость его особенно усиливается с 20-го
декабря, т. е. в дни пред празднества Рождества. Христова, и достигает
высшей степени в последний день, так называемый сочевник (сочельник). По
обычаю православных, в этот день П. хранится до вечерней звезды. Ясные
упоминания о рождественском. П. встречаются только с IV в. В V в. Лев
Вел. называет его древним установлением и усвояет ему значение жертвы за
собранные плоды. Количество дней этого поста в древности в разных
церквах было неодинаково. Однообразный порядок в этом отношении
установлен на соборе константинопольском 1166. К числу однодневных П.
принадлежат: а) пост в среду и пяток, установленный церковью по причине
вспоминаемых в эти дни событий
- предания Спасителя на страдания и смерть и самых страданий и смерти
Его. В древней церкви среда и пяток были известны под именем дней П. и
стояния, так как в эти дни верующие, как бы стоя на страже, проводили в
богослужении целую ночь. Пост в эти дни соблюдался до девятого (третьего
пополудни) часа. В среды и пятки некоторых седмиц П., по правилам
церкви, не имеет места. Таковы: седмица пасхальная, рассматриваемая как
один светлый день, седмица Пятидесятницы; так называемые. святки, т. е.
период времени в двенадцать дней от Рождества. Христова до Богоявления,
кроме последнего дня (крещенского сочевника); седмица мытаря и фарисея;
седмица сырная, б) П. в праздник Воздвижения Креста Господня, 14
сентября; в) П. в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня
Иоанна, 29 августа, и г) П. в навечерие Богоявления Господня, 5 января.
|