Пострижение (волос) - церковный обряд. Совершается, во-первых, над
ново крещенными после таинства миропомазания, в знаменование рабства,
которым обязывается постриженный относительно Христа (в греко-римском
мире стриженее волос служило признаком рабства). Во-вторых, при
посвящении в чтеца и певца архиерей постригает посвящаемого крестовидно,
в знак отделения его от общества простых верующих. В -третьих, П.
является основным действием посвящения в монашество и его степени. При
посвящении так называемых. новоначальных , после чтения покаянных
тропарей и молитв о постригаемом, совершается крестообразное П.
посвящаемого, с произнесением слов: "во имя Отца и Сына и Св. Духа";
затем постриженный облачается в рясу и камилавку. Этот обряд называется
<последованием в одеяние рясы и камилавки", Введение во вторую степень
совершается посредством обряда, называемого последованием малыя схимы, а
также сочетанием. Обряд делится на две части: оглашение (увещание,
произнесение обетов, наставление давшему обеты) и самое П. Игумен
испытывает твердость постригаемого троекратным повелением подать ножницы
и троекратным отвержением их. Каждый раз постригаемый смиренно подает их
и целует руку игумена. Приняв ножницы в третий раз, игумен крестовидно
постригает посвящаемого и нарекает ему новое имя, напоминая тем
окончательное отречение его от мира. После П. посвящаемый облачается в
хитон, параман, рясу, пояс, мантию, камилавку, клобук, сандалии и
получает вервицу. Обряд П. велико схимников носит название последования
великия схимы, и отличается от обряда малой схимы только большею
продолжительностью и торжественностью. После удостоверения в твердости
намерения принять великую схиму, посвящаемый приемлет П., при чем
получает новое имя и облекается в схимнические одежды (кукуль и аналав).
|