Портрет - изображение того или другого человека, произведенное
средствами живописи, гравирования или скульптуры (а также
фотографическое). П. может считаться вполне удовлетворительным, когда
воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и
внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с
наиболее свойственною ему экспрессией. Удовлетворение этого требования
входит в круг. задач искусства и может приводить к высокохудожественным
результатам, если исполняется даровитыми мастерами, влагающими в
копирование действительности свой личный вкус и чувство природы. Смотря
по величине изображения, живописные портреты могут быть головные (когда
изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во
весь рост; в отношении позы представленной фигуры, они бывают
профильные, "с лица" (en face), в три четверти поворота направо или
налево (en trois quarts) и так наз. an profil perdu, т. е. изображающие
лицо с затылка, так что видна только часть профиля. Такое же разделение
существует и для П., рисованных карандашом, писанных акварелью,
гравированных и вылепленных высоким или низким рельефом (как напр. на
медалях и монетах); собственно же скульптурные П. делаются в виде гермов
(одна голова с шеей), бюстов (голова и верхняя часть туловища) и статуй
(целая фигура, с головы до ног). Портретное искусство возникло в
глубокой древности; еще за много веков до Р. Хр. оно было в большом
употреблении у египтян, как о том свидетельствуют деревянные и каменные
статуи, найденные в значительном числе в погребальных постройках этого
народа. У древних греков долгое время П. в строгом смысле слова не
существовало; хотя и было в обычае награждать победителей на играх
постановкою их статуй на публичных местах, однако, то были идеальные
фигуры, лишь в общих чертах. Эллинские республики даже запрещали
общественным деятелям и частным лицам заказывать свои реалистические
П., находя их могущими развивать в гражданах тщеславие и
противоречащими принципу равенства между ними. Только в V в. до Р. Хр.
впервые явились у греков настоящие портретные гермы и статуи, а именно в
числе произведений Димитрия Алопекского, жившего во времена Перикла.
Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной
скульптуре при Александре Македонском, благодаря Лизиппу и его брату,
Лизистрату, который первый стал формовать маски с натуры. Впоследствии
П. размножились не только в пластике, но и в живописи, при чем в
последней достигли уже до большего совершенства, как мы можем судить о
том по многочисленным доскам с изображением лиц покойников, находимых
при саркофагах греко-египетских мумий. Из Греции любовь к П. перешла к
римлянам, которые к прежним родам пластических портретных изображений,
статуе и герму, прибавили новый род - бюст. От римской эпохи дошло до
нас огромное количество портретных изваяний реалистичных и идеальных,
исполненных приезжими в вечный город греческими художниками и их
римскими учениками, в том числе поражающих своею экспрессивностью и
совершенством технического исполнения (каковы напр. две сидящие статуи
поэтов Менандра и Позидипа, статуи Эврипида, Демосфена, полководца
Фокиона, имп. Августа и др. в Ватиканском музее, Софокла, в Латеранском
музее, Аристокла и Помпея, в Палаццо-Спада, Пиндара и Aнакреона, в вилле
Боргезе, в Риме, и пр.). В Средние века портретный род как скульптуры,
так и живописи находился почти в полном упадке, и только с наступлением
эпохи Возрождение занял видное место среди других художественных
отраслей. В Италии его воскресили прежде всего скульпторы - Дезидерио
да-Саттиньяно, Мино даФьезоле, Росселлино, Л. делла-Роббиа, Донателло и
пр., быстро достигшие до блестящих результатов в своем стремлении
воспроизводить человеческую физиономию верно с действительностью,
определенно выражать характеры и, в тоже время, соблюдать благородство
стиля. Значительно позже их выступили на тот же путь живописцы, но зато,
в период полного расцвета итальянского искусства, явилась целая фаланга
даровитых и гениальных художников. которые возвели П. на степень высоко
изящной картины, увековечивающей всю сущность характера данного лица в
момент самого яркого ее выражения. Рафаэль, С. дель-Пьомбо, Тициан,
Джорджоне, Тинторетто и толпа других мастеров прославились столько же
своими П., сколько и историческими картинами. Еще раньше, чем итальянцы,
в XV ст., весьма успешно возделывали П. в натуралистическом духе
нидерландские живописцы, во главе которых стоят братья ван-Эйки и Г.
Мемлинг. В следовавшем после них развитии нидерландской живописи и по
разделении ее на самостоятельные фламандскую и голландскую школу, П.
приобретал все большее и большее значение в деятельности художников и в
связи с общим направлением этих школ совершенствовался, главным образом,
в отношении колорита и светотени. Величайшими портретистами между
фламандцами были Рубенс и ван-Дейк, а между голландцами - Рембрандт, Ф.
Гальс, ван-дер-Гельст и Терборх. Из старонемецких живописцев особенно
знамениты, как портретисты, А. Дюрер и Г. Гольбейн Мл. Наиболее
выдающимися представителями П. в цветущую пору испанской школы были
Веласкес и Карреньо-де-Миранда. С исходом XVII ст. манерность и
условность, водворившиеся вообще в искусстве, помешали П. удержаться на
достигнутой им высоте и даже отодвинули его на второй план как в
живописи, так и в скульптуре; тем не менее, конец XVII и XVIII ст.
произвели таких замечательных портретистов, как П. Миньяр, Г. Риго,
Детруа и Н. Ларжильер во Франции, Купецкий, Р. Менгс и А. Граф в
Германии, Рейнольдс, Лауренс и Гайнсборо в Англии, Гойя в Испании,
Левицкий и Боровиковский в России. В это время распространилась любовь к
гравированным П., а также к исполненным пастелью и миниатюрно
акварельным, по части которых явилось много весьма искусных мастеров,
что продолжалось до 50-х годов настоящего столетия - до той поры, пока
изобретение светописи не сократило запроса на труд этих художников, и
общедоступные по своей дешевизне фотографические П. не стали все более и
более входить в обращение вместо дорогих рисованных, писанных и
гравированных от руки. При всем том, и в настоящее время портретная
живопись, как масляными красками, так и акварелью, не перестает быть
отраслью искусства, доставляющей образцовые произведения. Из живописцев
XIX в., особенно замечательными портретистами выказали себя: французы
Давид, Жерар, Энгр, П. Деларош, Эбер, Винтергальтер, Бонна, Каролюс
Дюран, Дюбюф, Ландель; немцы - Вах, Магнус, Гензель. Г. Рихтер, Ю.
Шрадер, К. Бегас, О. Бегас, Амерлинг, Ангели, Ленбах. Фр. Каульбах;
англичане
- Милле, Оулес, Геркомер, Пойнтер; русские - Варнек, Кипренский, К.
Брюллов, Тропинин, Зарянко, Перов и Крамской.
|