Портал - в романской и готической архитектуре, более или менее
роскошно орнаментированный вход в церковь, замок, ратушу или другое
значительное здание. В больших храмах, главный, обыкновенно западный,
фасад имел три П., из которых средний соответствовал среднему нефу, а
остальные два - боковым нефам; кроме того устраивалось по порталу с
северной и южной сторон храма, на концах трансепта. В романском стиле.
П. представляет собою постепенно суживающуюся вовнутрь большую нишу в
стене, с прямыми вертикальными боковыми откосами и полуциркульным сводом
вверху, также скошенным вовнутрь; в глубине этой ниши находится
двустворчатая дверь, ведущая во внутренность храма. Откосы ниши с той и
другой стороны разделаны в виде ряда полу колонок, снабженных
свойственными стилю базами и капителями; точно также и верх ниши
представляет ряд дугообразных валов, опирающихся своими концами на
означенные полуколонны. Валы по большей части обильно орнаментированы;
иногда орнамент покрывает также и стержни полуколонн. Дверь в глубине
ниши имеет по большей части четырехугольную форму, так что над нею
образуется полукруглое пространство, так называемый тимпан, обыкновенно
занятый рельефным изображением какого-либо религиозного сюжета. В
готическом стиле, П. становятся еще обширнее и роскошнее; в некоторых
церквах три П. западного фасада близко соприкасаются между собою и
занимают почти весь его низ. Свод ниши и тимпан принимают стрельчатую
форму. Полуколонны откосов превращаются в связки полуколонн и украшаются
рядами статуй святых, стоящих на кронштейнах и осененных балдахинчиками;
на своде, вместо валов, являются плоские или впалые дуги, к которым
прилеплены ряды бюстов. Тимпан занят рельефами, расположенными в виде
фризов и представляющими иногда до сотни фигур, или же одним цельным
рельефом, изображающим какой-либо религиозный сюжет, по большей части
родословие Богородицы (так наз. "Древо Иессеево"). Дверное отверстие П.
чаще всего разделяется пополам вертикальною стойкою, так что
представляет, собственно говоря, не одну, а две соседние и парные двери;
к стойке приделана также статуя на кронштейне и под балдахином. К
наиболее красивым П. позднероманского стиля принадлежат так называемые.
Золотые ворота фрейбергского собора, очень похожий на них северный П.
бамбергского собора., вход в Schottenkirche в Регенсбурге, Галлусовы
врата базельского соб., западный П. собора. св. Стефана в Вене и
некоторые др. из готических П. особенно замечательны, во Франции, П.
соборов шартрского, амьенского, реймского и парижской Богоматери и
церкви. св. Трофима, в Арли, а в Германии - пять П. кельнского собора.,
из представляющих же переход от готики к стилю Возрождения - изящный П.
собор в Комо.
А. С - в.
|