Понятие - логический термин, обозначающий известную ступень в
развитии интеллектуальной деятельности человека. Память воспроизводит
представление объекта в том виде, в каком объект был воспринять
сознанием; рефлективная деятельность ума, разлагая объект на сумму его
качеств и подмечая общие объектам качества, создает некоторое общее
представление, которое обозначается словом. Номиналистическое
направление в логике не отличает общего представления от П.. заменяя
главу о П. главою об именах; но ежели наше познание касается самых
вещей, а не наших идей о вещах, то следует различать П. от слова, при
чем П. является научным термином для обозначения результата методичного
исследования предмета - исследования, в котором выражается самая природа
его. В этом смысле можно сказать, что цель науки есть правильное
определение того П., которое составляет предмет ее (напр. П. жизни - в
биологии). От общего представления, обозначаемого словом, П., в этом
смысле, отличается тем, что из него выделены все случайные элементы,
существенные же приведены в необходимую между собой связь и соотношение.
От категории в аристотелевском и кантовском смысле П. отличается тем,
что в категориях (этих высших, определяющих П. - предикабилиях) мыслится
лишь необходимое с формальной стороны определение предмета, как условие
возможности бытия самого предмета, между тем как в П. предмета
определяется самое содержание его с существенной стороны. Общее
представление возникает путем отвлечения и ограничения, П. возникает
путем определения и разделения. С термином П. связана жаркая борьба
направлений (номиналистического и реалистического), которая, в различных
видоизменениях, проходит через всю историю философии: первое направление
вполне разобщает П. с предметом, низводя П. до минимума значения,
второе, напротив, отождествляет П. с самым предметом и видит в развитии
П. развитие предметного мира. - Формальная логика в главе о П. трактует
об определении и разграничении и о взаимном их отношении. Логика
отличает объем П от его содержания, причем не совсем точно утверждает,
что объем П. находится в обратном отношении к содержанию Под содержанием
П. разумеют сумму признаков предмета, входящих в состав П., тем больше,
при этом брать признаков, тем меньше окажется количество предметов,
имеющее все признаки; наоборот, самое бедное по содержанию П. будет
охватывать собою наибольшее количество предметов. Дробишь ("Logik", 2
изд., стр. 190 - 200) показывает неточность обычной формулировки
отношения объема к содержанию и старается выразить это отношение в более
точных математических терминах. По степени общности, П. могут быть
разделены на общие и единичные, родовые и видовые; это разделение
поддается в значительной мере специализации, определяемой характером тех
объектов, к которым относятся П. От общих П. отличают собирательные,
приложимые не к каждому отдельному предмету, а ко всем взятым вместе.
Отвлеченное П. противополагается конкретному в том смысле, что
отвлеченное обозначает собою признак, конкретное - предмет. Это деление
П. в известном отношении совпадает с делением их на соозначающие и
несоозначающие: первые указывают прямо на предмет и косвенно на признак
его, вторые - только на предмет или только на признак. Далее П. могут
быть разделены на положительные и отрицательные, относительные и
абсолютные. Рассматривая П. по отношению их объемов, мы можем говорить о
высших и низших, о подчиненных и соподчиненных (т. е. нескольких П.,
подчиненных одному). Рассматривая П. по их содержанию, можно говорить о
тождественных, противоположных, противоречащих, различных и т. д. Ежели
говорят о П. взаимно пересекающихся, то при этом имеют в виду как объем,
так и содержание их. Эти отношения П. в логиках обыкновенно изображаются
графически. См. Милль, "Система логики", V кн. (об именах и
предложениях); Ueberweg, "Logik".
Э. Р.
|