Политика - Этим термином обозначают: 1) одну из социальных наук, 2)
совокупность реальных фактов, изучаемых ею и 3) так назыв. политическое
искусство. П., как наука, имеет довольно неопределенное содержание. Для
Аристотеля П. была наукой о государстве; такою же она оставалась до
последнего времени. Еще Рошер, напр., в предисловии к своей "П. ",
заявляет, что он понимает "слово П. в аристотелевском смысле, как
историческое учение о государстве", и сообразно с этим включает в свой
трактат только учение о различных государственных формах. Как общее
учение о государстве понимают политику также Вайц, Дальман и многие
другие. Были попытки обратить П. в учение об обществе и слить ее с
социологией (Бенуа), но вообще в настоящее время установилось
преимущественно иное, более узкое понимание этой науки. С увеличением
суммы знаний о государстве аристотелевская П. обратилась в целый цикл ".
государственных наук", из которого выделились политическая экономия,
наука о финансах, статистика, и различные юридические дисциплины, в том
числе государственное право, как наука о строении государства и об
отношении между верховною властью, ее органами и подданными. Из
государственного права многие (Блунчли, Гольцендорф и, др.) выделяют
"общее учение о государстве", как самостоятельную науку, по своему
содержанию всего ближе подходящую к П. Аристотеля. Однако, и у этих
писателей П. не имеет общего определения. Для Блунчли это наука,
рассматривающая преимущественно течения и изменения государственной
жизни", вообще - теория государственной жизни и ее изменений,
противополагаемая науке права, как теории государственного состояния; П.
относится к праву, как динамика к статике. Подобные же определения дают
Фрёбель, Цёпфль, Ешер. Моль определяет П., как "науку о средствах,
которыми осуществляются в действительности цели государств>. К этому
определению примыкает Гольцендорф, внося в него только поправку о
необходимости для науки самостоятельного изучения целей государства; для
него "объектом П. могут быть все события и явления человеческой жизни и
деятельности, которые находятся в связи с сознательным стремлением к
осуществлению целей государства". Б. Н. Чичерин также считает П наукой о
способах достижения государственных целей. Определение Блунчли, понятое
буквально, слило бы П. с историей или философией истории и лишило бы ее
самостоятельного места в ряду наук; но Блунчли ограничивает свое
определение, признавая предметом П. только те явления жизни, которые
"служат средствами для достижения государственных целей или направлены к
известным задачам общественной жизни:". Таким образом П. в современном
смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно
стремиться или действительно стремится государство, и тех средств,
которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки о
государстве П. имеет немного общего, так как учение о революциях, напр.,
в ее состав не входит. С наукою права она тоже не сливается, являясь
необходимым ее дополнением и завершением. Так напр., госуд. право
изучает структуру государства - но при одинаковом составе, при
одинаковой организации госуд. строй в различных странах или в разное
время может действовать в диаметрально противоположных направлениях. Вот
эти то направления деятельности и изучает П. Другой пример: уголовное
право изучает наказание, как главный способ борьбы государства с
преступлением; но даже при строго установившемся правовом порядке
остается довольно широкое поле для того или иного применения наказаний,
в особенности благодаря институту помилования и амнистий. Вот это то
применение наказания, сообразно с задачами данного исторического
момента, и входит в содержание П. При рационалистическом складе
убеждений прежних писателей о П., они ставили общую цель для всякого
государства и затем рассматривали средства, которые могут наикратчайшим
путем вести к ее достижению; наиболее яркими образцами такого отношения
к П. являются произведения Платона ("Политик", "Государство", "О
законах"). Исторический склад всех наук в XIX в. привел к убеждению, что
ни общей для всех государств цели, ни общих для всех государств средств
быть не может: благодаря этому П. приняла более реальный и, в частности,
исторический облик; она строится обязательно на фундаменте
государственного права и истории. Даже в одном государстве не может быть
одной общей цели; государство всегда состоит из многих разнообразных
общественных групп, из которых каждая преследует свои собственные
интересы; борьба этих групп определяет ход государственной жизни. Таким
образом в содержание П., как науки, прежде всего входит учение о
действующих в государстве силах, которые по отношению к государственным
целям являются политическими партиями (см.). Подобно термину история,
которым обозначается как самый ход прошлой жизни человечества, так и
наука, его исследующая, термином П. обозначается не только наука, но и
совокупность действительных стремлений государства и средств,
применяемых для их осуществления; поэтому можно говорить о разумности
или неразумности П. того или другого государства, того или другого
государственного деятеля, о "коварной П. Англии", "эгоистической П.
Бисмарка" и т. п. В П. часто различают два главных направления: "П.
реальных интересов" и "П. идеалов" или "П. принципиальную". Первая
стремится к достижению непосредственных выгод, вторая - к торжеству
общих принципов права и справедливости; в пример первой приводят
обыкновенно П. Пруссии и Германии в эпоху Бисмарка, а также П. Англии, в
пример второй - П. священного Союза или П России на Балканском
полуострове. Это разделение не выдерживает исторической критики:
осуществление известных идеалов всегда тесно связано с реальными
интересами. П. делится на иностранную или внешнюю, часто называемою
высшею П., и П. внутреннюю. Политика внешняя завершает собою науку
международного права. Внутренняя П. делится на П. финансовую, торговую,
уголовную, церковную, социальную и т. д.; каждому виду государственной
деятельности соответствует какая-нибудь отрасль политики. Колониальная и
таможенная П. занимает как бы середину между иностранной и внутренней П.
Совокупность технических правил для управления государством и для
осуществления его задач - правил частью построенных на науке П., частью
внушаемых непосредственно гением отдельного человека - составляет П. как
искусство.
Литература политики громадна. Кроме древних сочинений Платона,
Аристотеля, Макиавелли, Бодена, Гуго Гроция, Монтескье и др., кроме
сочинений по частным вопросам, см. В. Constant, "Cours de politique
constitutionnelle" (П., 1816 - 20; 2 изд., Лабуле, П., 187S); Buchez
"Traite de politique et de science sociale" (Париж, 1866);
Herrenschneider, "La religion et la politique de la societe moderne"
(П., 1867); Jules Simon, "La politique radicale" (П., 1868); Baillet,
"Forces des Etats" (П., 1868); Parieu, "Principes de la science
politique" (2 изд., П.. 1875); Funck Brentano, La politique; principes,
critiques, reformes" (П., 1893); Benoist, "La politique" (П., 1894);
Dabhlmann, "Die Poiitik, auf den Grund und das Mass der gegebenen
Zustande zuruckgefuht" (1 т., единственный, Геттинген, 1835; 2 изд.,
Лиц., 1847); Fries, "Polilik oder philosophische Staatslehre" (Вена,
1848); Walter, "Naturrecht und Poiitik im Lichte der Gegenwart" (Бонн,
1863); Моhl, "Staatsrecht, Volkerrecht und Роlitik" (Тюбинген, 1862 -
69); Waitz, "Grandzuge der Politik" (Киль, 1862); Frobel, "Theorie der
Politik" (Вена, 1864); Bluntschli, "Gesch. des allgemeinen Staatsrechts
und der P. seit dem XVI J. bis zur Gegenwart" (Мюнхен, 1864; есть рус.
пер.); его же, "Politik als Wissenschaft" (Штуттгарт, 1876); Escher,
"Handbuch der praktischen P." (1863); Huhn, "P., Grundzuge der
praktischen Staats-Kunst" (Лпц., 1865); Holtzendorff, "Prinzipien der
P." (Б., 1869, 2 изд., 1879); Roscher, "P." (Штуттг., 1892, 2 изд.,
1893); Ratzenhofer, "Wesen und Zweck der Politik" (Лпц., 1893); H.
Spencer, "Social Statics" (Л., 1851); С. Lewis, "Treatise of the methods
of observation and reasoning in politics" (Лондон, 1852); Sidgwick, "The
elements of politics"; Treitschke, "P." (Лпп., 1897; посмертное
издание); Стронин, "Политика как наука" (СПб., 1872); Чичерин, "П." (М.,
1898). Для греческого учения о П. важно соч. Oncken, "Die Staatslehre
des Arisloteles".
В. В - в.
|