Поликлет - один из величайших древнегреческих скульпторов, родом из
Сикиона, глава пелопонесской школы ваяния, ученик, или, что вероятнее,
последователь аргосца Агелада, бывшего учителем Фидия и Мирона; жил в V
веке до Р. Хр. Поселившись навсегда в Аргосе, он продолжал работать в
духе Агелада, при чем, в противоположность Фидию, создавшему идеал
божественного величия, стремился установить тип внешней, человеческой
красоты. Он изображал преимущественно фигуры юных атлетов, из которых
наибольшею славою пользовались "Дорифор" (копьеносец) и "Диадумен"
(юноша, надевающий себе на голову повязку). Первую из этих статуй
древние называли каноном, т. е. закономерною; существует даже предание,
что она была изваяна П. для подтверждения правил, изложенных в
недошедшем до нас его трактате о пропорциях человеческого тела, имевшем
название также канона. Древние писатели (Лукиан и Галлиен)
свидетельствуют, что по П. красота тела обусловливалась гармонией
отдельных его членов, именно - известною пропорциональностью пальцев
между собою, всех пальцев вместе взятых к пясти, этой последней к
запястью и т. д. Копию первой из означенных статуй ар хеологи видят в
Дорифоре неаполитанского музея, а также в фрагментах торса берлинского
музея и в бронзовой голове неаполитанского. Но, к сожалению, по
неаполитанской статуе нельзя составить себе вполне ясного представления
об оригинале, так как ее исполнитель, скульптор римской эпохи, придал
фигуре Дорифора, которая в оригинале П. изображала юношу, едва
вступающего в зрелый возраст (viriliter puer), мускулистые, мощные
формы, сильно напоминающие излюбленный римскими ваятелями тип
гладиатора. Равным образом едва ли вполне передают оригинал
воспроизведения второй из названных статуй; даже лучшие из них, Диадумен
Фарнезский и Диадумен британского музея, мало соответствуют описанию
поликлетовского Диадумена, представлявшего, если верить преданиям, юношу
с нежными. еще развивающимися формами (molliter juvenis). П.
воспроизводил также женское тело. По рассказу Плиния, лучшие скульпторы
Греции - Фидий, Кресилай, Фрадмон и П. были приглашены участвовать в
конкурсе на исполнение статуи амазонки для ефесского храма, при чем им
было предоставлено решить самим, чье произведение окажется
превосходнейшим. Каждый из конкурентов отвел первое место своей
собственной работе, а на второе все три соперника П. поставили его
статую, вследствие чего он и был признан победителем. Повторением
амазонки считают "Раненую амазонку" берлинского музея, изображающую.
молодую женщину сильного сложения, с крепкими мускулами, но вообще с
плавными, округлыми формами. Некоторое отступление от реалистического
направления П., выразившегося в вышеперечисленных скульптурах,
замечается в исполненной им для аргосского храма хрисоэлефантинной
статуе Геры, свободным повторением которой, быть может, следует признать
Фарнезскую Геру неаполитанского музея. О П. история говорит также как об
архитекторе, ему приписывается постройка театра и одеона в Эпидавре. Ср.
Friederichs, "Der Dоryhогоs des Polyklet" (Б., 1869); Conze, "Beitrage
zur Geschichte der griech. Plastik" (Галле, 1860); Michaelis, "Tre
statue Policletee" (в "Annali dell' Inatituto archeol.", Рим, 1878).
А. А. С-в.
|