Полигамия - многоженство: обычай, существовавший у большинства
народов во всех частях света и существующий еще местами и теперь, как у
менее культурных племен Африки, Меланезии, Америки и т. д., так и у
более культурных, исповедующих ислам и буддизм народов Азии и Африки.
Нигде, однако, мы не встречаем П. как общее явление для целых народов,
что и понятно, так как в таком случае необходимо было бы по крайней мере
вдвое большее число женщин, чем мужчин. Обыкновенно П. является
привилегией более знатных, богатых или храбрых, и по отношению к ним
является - по крайней мере первоначально, а фактически (например у
султанов, шахов и т. д.) еще и теперь - неограниченной; но впоследствии
обычай, переходящий в закон, большею частью ограничивает П. известным
числом жен (напр. у магометан - четырьмя). У индусов закон ввел
моногамию только у судров, людей низшего и бедного класса; в касте
ваисиев можно иметь 2 жены, в касте воинов - 2 или 3, в касте браминов -
до 4. Исследователи; принимающие для первобытного состояния человечества
беспорядочное смешение полов, видят в П. прогресс; ограничение по
крайней мере для одной стороны - для женщины; исследователи, исходящие
из моногамической формы первобытного брака, смотрят на П., как на
явление ненормальное, как на нарушение естественного закона, часто при
том принимающее характер моногамии, с разрешением иметь наложниц: это
выражается обыкновенно тем, что первая жена является главною и считается
хозяйкою в доме по преимуществу. Побуждения к П. могли быть многие;
кроме стремления к разнообразию, здесь играет роль то обстоятельство,
что в тропических странах женщины обыкновенно скоро стареют, и притом
значительно ранее мужчин, а также, что, по существующему обычаю, дети
кормятся грудью до двух лет и даже долее. Обладание несколькими женами у
некультурных народов часто представляет выгоду еще тем, что в лице своих
жен мужчина приобретает больше рабочих сил, освобождающих его от
необходимости личного труда. От нескольких жен рождается более детей, а
дети, вырастая, также становятся работниками; дочери, выходя замуж,
служат предметом продажи (за них уплачивается калым). Кроме того,
обладание многими женами и обширным родством дает большее значение в
обществе, и это уже одно может вызывать стремление к П. Хотя между
несколькими женами одного мужа возможны раздоры, вызываемые ревностью и
семейными дрязгами, однако, в действительности, жизнь часто
устанавливает мирные отношения между ними, так как одна жена облегчает
труд другой и содействует благосостоянию всех'. Из Библии известно, что
жены патриархов сами сводили своих мужей с наложницами. Принцип
преобладания старшей жены и подчинения ей прочих вызывает, однако, и
протесты со стороны последних, при чем не всегда достаточным является
авторитет главы дома - факт, служащий одним из мотивов против П. Что
вторая и следующие жены не считаются одинаковыми с первой женой,
явствует из многих воззрений и обычаев. Так у некоторых народов
свадебные обряды совершаются во всей их полноте только при первом браке,
при следующих же упрощаются или совсем не применяются. В Никарагуа было
даже запрещено, под страхом смертной казни, жениться более одного раза с
брачными церемониями. Малайцы неохотно отдают своих дочерей за человека
своего класса, уже имеющего жену; если такой человек ищет еще жену, то
он вынужден обыкновенно брать ее из низшего класса, и там жены считаются
как бы наложницами. Вообще, как замечает Штарке, П. основывается на
поверхностных мотивах и не имеет глубоких корней в условиях развития
общественной жизни; с большим духовным развитием она должна исчезнуть,
как преходящее явление в истории культуры.
Д. А.
|