Пирамиды - древнеегипетские сооружения, имеющие квадратное основание
и четыре треугольные боковые поверхности, которые образуют на вершине
постройки острый стереометрический угол. От этих сооружений название П.
перешло в геометрию, к телам, сходственным с ними по форме. Относительно
цели, с какою воздвигались египетские П., существовало несколько
предположений: арабы, завоевавшие Египет, думали, что они построены для
сохранения различных сокровищ и письменных памятников от всемирного
потопа; первые христианские путешественники считали их житницами,
заведенными патриархом Иосифом для склада запасов хлеба на случай
голодных годов, или маяками, помогавшими караванам ориентироваться в
пустыне; из новейших ученых, одни, основываясь на том, что у всех П.
боковые грани расположены по направлению стран света, принимали их за
постройки для астрономических наблюдений жрецов, другие видели в них
искусственные оплоты, назначенные защищать плодоносную долину Нила от
песка, приносимого ураганами из пустыни. В настоящем столетии
исследования египтологов неопровержимо доказали, что П. - ничто иное,
как надгробные памятники фараонов и ближайших членов их фамилий,
происшедшие, по всей вероятности, от могильных курганов времен
первобытной культуры, которые получили здесь строго определенную
геометрическую форму. П. в наибольшем числе встречаются, вместе с
погребальными сооружениями другого вида (мастаба), в Нижнем Египте, на
западной окраине Нильской долины, начиная с окрестностей нынешнего Каира
и кончая географическою широтою Файума. На этом пространстве
насчитывается до 67 более или менее уцелевших П., как громадных, так и
незначительных по величине. Обычай возводить П. существовал только в
эпоху так назыв. древнего и среднего египетских царств, т. е. с половины
IV по конец III тысячелетия до Р. Хр. Царских П., которые относились бы
к более позднему времени, неизвестно ни одной. Группы П. близ нынешних
селений Абу-Роам, Гизе, Цавиет-Эль-Ариан, Абусир, Саккара и Дашур, суть
усыпальницы фараонов исключительно мемфисского периода; древнейшая
группа, Дашурская, относится к третьей династии; самая большая, Гизеская
- к четвертой, а все остальные - к следовавшим затем династиям
означенного периода. Сооружением П. руководило представление о загробной
жизни, игравшее вообще столь важную роль в египетском искусстве -
желание устроить для умершего несокрушимое и недоступное убежище, в
котором его мумия покоилась бы вечно в целости и его "двойник" мог
возвращаться к ней бесконечно. Едва вступив на престол, фараон
обыкновенно начинал строить для себя достойное посмертное жилище и сам
выбирал для него место. Там высекали в глубине скалистого грунта
погребальный склеп и ведущий в него коридор, отполировывали стены склепа
и, выровняв поверхность скалы над ним; на образовавшейся чрез то
четырехугольной площади начинали класть правильными рядами огромные
призматически-отесанные камни, которые добывались в противоположном,
восточном берегу Нила, в аравийском горном кряже, и с великим трудом
переправлялись чрез реку на место постройки; камни плотно пригонялись
один к другому и скреплялись между собою цементом из известняка и глины.
Постройка двигалась вперед постепенно и первоначально представляла форму
прямоугольного параллелепипеда, возвышающегося над самою могилою; потом,
в центре этого основания, воздвигалось пирамидальное возвышение и
постройка добавлялась рядами камней, клавшихся вокруг этого возвышения в
виде уступов, суживающихся по мере удаления от земли. Пока здравствовал
фараон, работа продолжалась, и новые ряды камней мало-помалу увеличивали
объем и высоту сооружения. Вероятно, уже по смерти царя, уступы
заполнялись камнем и щебнем и, наконец, обмазывались штукатуркою, так
что со всех четырех сторон памятника получались гладкие поверхности
облицовки. Остается еще не выясненным, оканчивались ли П. вверху
небольшою платформою, или же остроконечно, в роде тех маленьких
"пирамидионов", которые помещались в египетских погребальных склепах
подле саркофагов с мумиями и теперь хранятся во многих музеях". Чем
могущественнее был фараон и чем дольше он царствовал, тем
величественнее, громаднее становилась его П. Этим объясняется, почему П.
весьма неодинаковы по величине. Три самые колоссальные между ними
находятся в группе Гизе. Они известны по именам своих соорудителей,
фараонов Хуфу (Хеопса древнегреческих писателей, жившего около 3730 г.
до Р. Хр.), Хафры (Хефрена, 3666 г.) и Менкары (Мекерина, 3633) Первая,
господствующая над остальными, некогда считалась одним из чудес света.
Первоначально она имела в основании квадрат со сторонами в 233 м. и
высилась от земли на 146,5 м.; в настоящее время эти цифры уменьшились,
но все-таки остаются огромными (227, 5м. и 137,2м.), и П. - шестое по
высоте из всех здании в мире. По свидетельству Геродота, над ее
сооружением трудилось ежедневно по 100000 человек в течение 20 лет.
Облицовка была снята с ее еще султаном Беркуком, в 1395 г. до Р. Хр.,
так что теперь ее уступы обнажились и образуют как бы гигантскую
лестницу, по которой можно - хотя и с трудом - подниматься на ее
вершину, которая представляет платформу в 10 м. длины и ширины.
Погребальный склеп, как вообще во всех П., за немногими исключениями,
высечен в скале ниже основания каменной кладки, но остался неоконченным
и, повидимому, не употребленным согласно своему назначению; за то внутри
самой П. устроены одна над другою две камеры, из которых в верхней
найден гранитный саркофаг с крышкою, разбитою вероятно арабами,
искавшими здесь потаенных сокровищ и уничтоживших мумию похороненного
царя; вторая камера служила, повидимому, местом упокоения царицы. Вход
во все три помещения находился с сев. стороны П., на высоте 1З-го
уступа; от него шел коридор, разветвлявшийся на две части: одна
опускалась под наклоном в 620 до подземного склепа, а другая, под тем же
наклоном, поднималась вверх и достигала до усыпальницы фараона,
предварительно отделив от себя ветвь, приводившую в погребальную камеру
царицы. При устройстве входа в П. и означенных коридоров были приняты
весьма хитрые предосторожности против того, чтобы кто-либо в последующие
времена мог проникнуть внутрь сооружения и, открыв замаскированный
огромным камнем доступ в камеры царя и царицы, нарушить их могильный
сон. П. Хафры, вторая по величине, первоначально имела в поперечнике
основания 215,7 м. и высоту в 138,4 м., а теперь имеет 210,5 м. и 136,4
м. Конструкция ее не представляет ничего особенного, но подле ее, с
северо-зап. стороны, открыты остатки небольшого здания, служившего,
вероятно, поминальным покоем в роде тех, которые в надгробных памятниках
обыкновенных египтян, в мастаба, устраивались внутри самых сооружений.
Есть повод предполагать, что такие отдельно стоящие поминальные покои
или храмы в честь умерших фараонов существовали и при других П. Третья
из больших газеских П" воздвигнутая царем Менкарою, меньшие двух
предыдущих: она занимает квадратную площадь 108 м. в поперечнике и имеет
66,4 м. высоты, которая теперь убавилась на 62 м. Каменная кладка и
довольно хорошо сохранившаяся гранитная облицовка П. исполнены очень
тщательно. Вход в нее находится, как обыкновенно, с северной стороны, на
высоте 5 1/2 м. от основания, а внутри устроены две погребальные камеры,
одна над другой. Существование этих двух помещений, имеющих отдельные
входы, объясняется тем, что царица IV-ой династии Никотриса, избрав уже
готовую П. местом своего упокоения, приказала приготовить для себя
вторую камеру над усыпальницею Менкара. Археологи нашли эту последнюю в
совершенной сохранности, благодаря тому, что вход в нее был старательно
скрыт; тогда как верхняя камера оказалась вполне опустошенною арабами, в
нижней был открыт базальтовый саркофаг, заключавший в себе мумию царя в
том же виде; в каком она была положена туда в день погребения. Эту
мумию, вместе с ее пеленами и деревянным гробом, можно ныне видеть в
Лондоне, в Британском музее, саркофаг же утонул при перевозке его морем
в Англию. Из прочих П. мемфисского периода, самая значительная
(поперечник основания 213 м, вышина 99 м.) находится в Саккаре. Своею
формою она отступает от обычного типа подобных сооружений, а именно
состоит из шести больших уступов и представляет в плане не квадрат, но
несколько продолговатый четырехугольник. Ее камеры и коридоры
расположены иначе, чем в гизеских П.; четыре входа ведут в несколько
более или менее обширных склепов, при чем главный вход устроен с южной
стороны. По мнению Мариетта, это был мавзолей, в котором хоронили
священных быков. Весьма любопытна по форме одна из дашурских П., своею
величиною мало уступающая предыдущей (первоначальный поперечник
основания 210 м., вышина 97,3 м.); ее ребра - не прямые линии, а стороны
- не непрерывные плоскости, но приблизительно на половине высоты всего
сооружения образуют перелом, так что она разделяется в горизонтальном
направлении на две части, из которых нижняя имеет крутые ребра, а
верхняя - более отлога. Должно заметить, что не все, однако, П.
строились из камня; для некоторых из них употреблялся черный нильский
кирпич, но даже и при этом материале, они гладко облицовывались камнем.
Царских усыпальниц в виде П., которые принадлежали бы третьей эпохе
египетской истории, так наз. новому царству, неизвестно ни одной; но
приблизительно с VII в. до Р. Хр., в Эфиопии, установился обычай
возводить П. для погребения покойников вообще. Здесь, в обширных
некрополях, неподалеку от горы Баркала, а также на острове Мерое,
встречаются надгробные сооружения из кирпича, имеющие приблизительно
такую же форму, как большинство мемфисских П., но совершенно другую
архитектурную обработку; их ребра резко обозначены выступающими рустами,
вверху одной из боковых сторон устроено окно или лукарна, внутренние
коридоры и камеры просторны и к главному входу пристроен небольшой храм
с дверью, помещенною между парою пилонов. От египтян П. перешла в
архитектуру римлян, как одна из форм погребальных сооружений; но их
мавзолеи этой формы, как напр. П. Кайя Цестия в Риме, далеко не
достигали размера египетских П. - Ср. Quatremere de Quincy, "De
l'architecture egyptienne" (П., 1803); Champollion le Jeune, "Les
monuments de l'Egypte et de la Nubie" (П., 1835); Vise, "The pyramids of
Gizeh" (3 т. с атласом, Л., 1839 - 42); Lepsius, "Ueber den Bau der P. "
(в Monatsbericht d. Berlin. Akademie". 1843 г.); G. Erbkam, "Ueber den
Graber -und Tempelbau der alten Aegypter" (Б., 1862); G. Perrot et Ch.
Chipiez, "Histoire de l'art dans l'antiquite" (т. I, II, 1884); Petrie,
"The p. and temples of Gizeh" (Л. 1885); Maspero, "Kunstgeschichte der
Aegypter" (перев. с франц., Лпц., 1889) и пр.
А. С - в.
|