Пизано (Pisano) - четыре итальянских художника: 1) Никола П. (род. в
начале XIII стол., ум. около 1280 г.) - знамениты и скульптор, родом из
Апулии, прибыл в Пизу уже вполне зрелым художником. Главная заслуга П.
заключается в том, что он, отрешившись от византийской традиции,
старался возродить в пластики античный стиль. Вопрос о том, под каким
влиянием П. проникся классическим духом, остается до настоящего времени
открытым, хотя и существует весьма правдоподобное предположение, что
этот мастер, во время своего пребывания в Южной Италии, имел случай
видеть и изучать местные памятники древнегреческого искусства. Первое по
времени произведение П. (1233) рельеф "Снятие со Креста" (находящийся в
притворе церкви св. Мартина, в Лукке) - еще имеет некоторые характерные
особенности, какими отличаются скульптуры романского периода. Главная же
его работа, великолепная мраморная кафедра в пизанской крестильнице,
исполненная в 1260 г., уже сильно отзывается античным искусством. Она
представляет собою как-бы шестигранный ящик, поддерживаемый снизу шестью
колоннами, из которых три стоят на спинах львов, седьмая же, подпирающая
средину ящика - на группе из трех человеческих фигур (еретика, грешника
и некрещеного), грифа, собаки и льва, держащих между передними лапами
баранью и бычачью головы и сову. Капители угловых колонн соединены между
собою арками; на угловых полях, образуемых этими арками, изваяны пророки
и евангелисты, на самих же капителях поставлены аллегорические фигуры
шести добродетелей. Бока ящика украшены пятью рельефами, изображающими:
Благовещение, Рождество Христово, Поклонение волхвов, Принесение
Младенца Христа во храм, Распятие и Страшный Суд. Хотя в этих рельефах
еще отчасти сохранены типы, установленные византийским искусством,
однако, общий характер композиции, фигуры и выдержанность строгого
барельефного стиля знаменуют собою возрождение античной пластики.
Классический стиль, проявившийся в этом произведении, в более смягченном
виде выступает в других работах П., а именно в рельефе саркофага св.
Доминика (в церкви C. Domenico в Болонье) и в кафедре сьенского собора,
исполненной художником в 1266 г., при участии его сына, Джованни. Она
сильно напоминает кафедру пизанской крестильницы, но отличается от ее
более роскошной орнаментацией; к сценам из жизни Спасителя здесь
прибавлены две: "избиение младенцев" и "Бегство в Египет"; первая из
них, а также "Распятие" отличаются великолепно переданным движением и
пафосом. Кроме означенных работ, Николо П. исполнил, в сотрудничестве с
Джованни, великолепный фонтан в Перуджи (1277). 2) Джованни П. (род. ок.
1250, ум. ок. 1328) - сын предыдущего; скульптора, архитектор и ювелир.
В противоположность своему отцу, П. не подпал под влияние античных
образцов, но, познакомившись с произведениями Джотто, старался, подобно
ему, передавать глубокое чувство и религиозное настроение. Такое
стремление П. ярче всего выразилось в рельефах фасада орвиетского
собора, над украшением которого он начал работать вместе с другими
учениками своего отца, в 1290 г. Эти рельефы воспроизводят историю
грехопадения и искупления вплоть до Страшного Суда; изображенные в них
сцены отличаются удивительными для той эпохи натурализмом и эффектностью
- качествами, особенно ясно выказывающимися в моделировке нагого
человеческого тела. Стремление оттенить в рельефах духовную жизнь
представленным лицам, при недостаточной еще выработанности технических
средств для того, по необходимости привело художников к излишней
резкости, угловатости я преувеличениям. К той же ранней поре
деятельности П. относятся скульптуры главного алтаря в соборе Ареццо -
произведения; исполненного в готическом стиле и на котором изображены
сцены из легенды о св. Донате (1286). Сильною страстностью отличается
изваянный П. рельеф кафедры в црк. Сант-Андреа, в Пистойе, в котором
художник изобразил Рождество Христово, Поклонение волхвов, Избиение
младенцев, Распятие и Страшный Суд (1300). В 1304 г. П. исполнил
гробницу папы Бенедикта XI (находящуюся в црк, Сан-Доменико, в
Перуджии). Из прочих скульптурных работа этого художника, следует
отметить значительное количество статуй Мадонны (самая известная из них,
так называемая Мадонна дель-Фиоре, украшает собою южный портал
флорентийского собора), чашу для святой воды в церкви Сан-Джованни в
Пистойе и гробницу Энрико Скровеньи в црк. Санта-Mapиа дель-Арена. В
Падуе. Из архитектурных произведений П., по всей справедливости,
славятся Кампо-Санто в Пизе и фасад сиенского собора. П., как ювелиру,
приписывают изобретение плоской эмали, которая будто бы была им впервые
пущена в дело при украшении главного алтаря ареццского собора. 3) Андреа
П. (род. ок. 1270 г., ум. ок. 1349 г.) - скульптор и литейщик, родом из
Пентедеры, свою художественную деятельность начал в Пизе и. Карраре.
Будучи приглашен потом во Флоренцию, он украсил фасад тамошнего собора
скульптурными работами, из которых в настоящее время уцелели лишь две
фигуры апостолов (находящиеся в палаццо Строцци). Главная заслуга П.
состоит в возрождении древнего литейного искусства; в своих бронзовых
произведениях он отличался умелою композициею и точным соблюдением
правил передачи расстояний и сокращений рельефными планами. Самые
замечательные из рельефов П., изображающие ряд сцен. из жития св. Иоанна
Предтечи, украшают собою двери флорентийской крестильницы; модели этих
рельефов были вылеплены в 1330 г., самые же двери отлиты из бронзы
венецианцем Лионардо ди Аванцо. Среди прочих произведений П. особенно
замечательны барельефы колокольни флорентийского собора, представляющие
ветхозаветные сцены и эпизоды истории древнего искусства. В 1345 г. П.
заведовал мозаичными работами по украшению фасада орвиетского собора. 4)
Нино П. (ум. ок. 1364 г.) - сын предыдущего, скульптора, учился у своего
отца и помогал ему в вышеупомянутых мозаичных работах. По возвращении
своем в Пизу, он окончил начатую Андреа П. Мадонну в црк. Санта-Мариа
Новелла и изваял статую Богородицы с двумя ангелами для црк. Санта-Мариа
дель-Фиоре. Естественность и грация составляют отличительные черты
творчества этого мастера, особенно хорошо умевшего воспроизводить
складки драпировок. Из работа П., сверх вышепоименованных, следует
отметить: гробницу архиепископа Симона Сальторелли, в црк. св. Екатерины
в Пизе, и "Мадонну, кормящую Младенца своею грудью", в црк. Санта-Мариа
делла-Спина, в том же городе. 5) Томмазо П. - брат предыдущего,
скульптор и архитектор, сочинил в 1364 г. план дворца дожа Джованни
дельАнджело-де-Конти, а также соорудил гробницу для супруги последнего.
А. А. С - в.
|