Персефона (PerVejonh, Persejassa; Perrejatta, Fersejassa, Ferrejatta,
Korh), у римлян - Proserpina) - дочь Деметры (Цереры), супруга Аида
(Плутона); неразрывно связанная в сказаниях и культе с этими двумя
божествами, богиня плодородия и произрастания, властительница царства
мертвых. П. и Деметра обыкновенно упоминаются как "две богини" (sw Jew)
, с эпитетами владычиц, цариц, великих богинь. Культ П. относится к
глубокой древности и коренится в земледельческом характере народного
быта. К этой же отдаленной эпохе относится представление о П. как о
подземной богини, почитавшейся в местностях, которые изобиловали
ущельями и пропастями, - а таких местностей в Греции было много.
Средоточием сказаний о Н. служит миф о похищении ее Аидом. Как подруга
подземного царя, П. представляется грозной и мрачной богиней смерти. На
это указывает и происхождение ее от Деметры-Эринии и грозного бога
Посейдона. Некоторые феогонии называют П. дочерью Стикса, елевзинское
учение - его сестрой. Как дочь Деметры и Зевса, П. представлялась в
образе веселой, юной и прекрасной девушки и была приобщена к резвым
нимфам, устраивавшим весенние хороводы. Сказание о похищении П. было
подробно разработано представителями елевзинского и орфического
вероучений. Местом похищения П. в древнейших сказаниях считался Океан,
позднее - Елевзис и другие местности на греческом материке, на Крите, в
Карии, Понте и Сицилии. Поэзия и изобразительное искусство выделили в
сказании два главных момента: похищение П. во время собирания ею цветов
(так наз. AnJologia) и скитание Деметры в поисках за дочерью. Когда
человеческому роду стала угрожать гибель от голода - так как земля,
оставленная Деметрой, перестала быть плодородной, - Зевс решил
восстановить права матери и примирил Деметру с Аидом, согласившимся
отпускать П. ежегодно на свидание с матерью, на срок от весны до осени.
В этом мифе символизирована смена времен года; чередование расцвета и
увядания, переход от жизни к смерти. Позднее П. стали смешивать с
Гекатой, богиней таинственного начала и ночных страхов. Двойственный
характер П. отразился и в культе: весенние праздники ее были веселые,
осенние - таинственные. К весенним праздникам относятся так наз. малые
мистерии и Антесфории (в Пелопоннесе и Сицилии), к летним и осенним -
Елевзинии, Фесмофории, Феогамии, Анакалиптерии, Хтонии и др. Точно также
в искусстве мы встречаем П. то как подземную богиню, сидящую на троне
рядом с Аидом, то как богиню плодородия и растительной жизни, вместе с
Деметрой. В первом случае атрибутом ее служил гранат, во втором -
колосья, мак, нарцисс и пр. Прозерпина, соответствовавшая в римской
мифологии подземной П. греческого мифа, рассматривается то как
самостоятельное италийское божество произрастания (ср. proserpere), при
чем сходство в названиях греч. и лат. считалось случайным, то как
греческая богиня, принятая в число италийских божеств. Ср. Preller.
"Demeter u. Persephone" (Гамб., 1837); Overbeck. "Griech.
Kunstmythologie. IV т. : Demeter u. Кога" (Лпц., 1878); Forster, "Raub
und Ruckkehr der Persephone" (Штуттг., 1874).
Я. О.
|